КАЗАХСТАН БУДУЩЕГО - НАРКОДИЛЕРОВ “РАСКИДАЮТ” НА АТОМЫ
Подробнее >>>
ДЕНЬ, КОГДА У НАС ПОЯВИЛИСЬ ДЕНЬГИ

ТЕНГЕ - СКОЛЬКО СТОИТ БИЛЕТ В НЕЗАВИСИМОСТЬ?

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Аксуекство равных - будем едины! Исследования

Галина Галкина
Сагымбай Козыбаев: “Тема эта - “свой - чужой”, “цвет кожи и разрез глаз” - на бытовом уровне очень живуча”. “Любые недоразумения разрешимы, коль будет согласие. Понимание общих корней. Общей культуры. Уважение к своей прошлой и настоящей истории. Ее верная оценка... Нет плохих народов и этносов. И раздираемый ныне мир неделим, как и встарь...” (из цикла “Этюды на полях”).
Любая книга - публичное выступление автора, его диалог с обществом, воззвание и просьба: услышать! Разделить мысли и чувства. В случае с Сагымбаем Козыбаевым - разделить боль. Ведь не случайно одна из последних книг лауреата премии президента РК, публициста так и была названа “Когда болит душа...” (Алматы, “Атамура”, 2013, 400 стр., тираж 1000 экз.).
В начале 2014 года вышла книга-эссе С. Козыбаева “Аксуекство равных” (Астана, “Око”, 2014, 224 с.). И в новом сборнике в отдельных эссе можно почувствовать пульс этой неизбывной боли за общество, страну, людей. Без пафоса и идеализации проговаривает, прописывает автор пережитые и выношенные истины: “В тяжелые времена особую актуальность приобретают библейские заповеди. Будьте, люди, сострадательны, милосердны, отзывчивы, добры! Что может быть отраднее душе и сердцу живущего?..” “Злой рок сделал нас черствыми, эгоистичными, ушедшими в себя. По большому счету мы не такие и такими не были. Но жизнь-матушка гнет и большое сердце...”

alt
Сборник “Аксуекство равных” отличается от других особыми нотками нежности, теплоты, трепетности... И неслучайно, ведь книга посвящена Сагымбаем Кабашевичем дочери Аружан - “...подразумеваю одновременно в ее лице и свою родословную - родителей, детей, внуков, а также коллег...”.
Вслед за своим учителем, Василием Песковым, автором самобытного газетного жанра, репортажного и зарисовочного мини-эссе с собственными фотографиями- “своеобразного синтеза минимального текста (чем меньше его, тем лучше, а читателю дается шанс размышления и домысливания)” - Сагымбай Козыбаев размещает в сборнике собственные небольшие эссе из циклов “Лики времени”, “Там, за горизонтом”. Газетный формат в свое время позволял претворить авторскую задумку, но и в книге сохраняется обаяние газетного репортажа - многие публикации проиллюстрированы интереснейшими фотографиями.
Что же то главное, о чем хотел поведать Сагымбай Козыбаев в новом издании? В его название вынесены слова - “Аксуекство равных” из цикла “Взгляд”, в оглавлении находим одноименное эссе. И открывается, оголяется нерв... Право, профессиональная обязанность и привилегия публициста говорить о том, что происходит в обыденной и одновременно возвышенной нашей жизни, с высоты своего опыта. И нет тут запретных тем, не боится автор быть неправильно понятым, следуя, как по минному полю, по болевым точкам общественного бытия. А поводом для размышлений послужил случай, казалось бы, заурядный... Автору, прекрасному оратору, доводится вести празднества ближних, друзей: “Упаси, Боже, обделить кого-то словом, вниманием”. Нужно соблюдать возраст гостей, ранг, положение в обществе и другие возможные обстоятельства. К тамаде подошел один из обиженных гостей - “новый казах”, мнящий себя казахским Монте Кристо, возмущенный тем, что тамада дал ему тост не в числе первых: “Не знаете, что ли, кто я? Я же - сарыбас, аксуек (“белая кость”. - С.К.). Далее пришлось выслушать получасовой экскурс в генеалогию сарыбас - рода, оказывается, самого-самого элитного и родовитого из всех казахских жузов и даже других народностей”.
В жизни Сагымбай Кабашевич деликатный, интеллигентный, добрый человек, мягче воска, но здесь не сдержал он своих чувств: “Айналайын, мне наплевать - сарыбас ты или нет, ты - человек, казах, а всему остальному - Бог судья. Будь счастлив!”. В своем эссе Козыбаев дает развернутый ответ этому сарыбас и иным выходцам из элитных родов и племен, тем, кто кичится своим происхождением. С горечью, иронией и сожалением пишет он о том, что “встречи казахов сегодня подобны призыву к негласному соревнованию: “Мой род, дескать, и элитнее, и благороднее, и доблестнее. Вновь бедные четыре казаха делят себя на шестерых”. “Можно говорить об астраханских казахах, найманских, кипчакских, казахах из “Техаса” (жамбыло-шымкентских), шалаказахах. Но это условность, все они, понятно, одноэтносны”. И дальше уже Сагымбай Козыбаев бьет в набат, предостерегая, что нельзя делить людей по клановой принадлежности, иначе впадем мы в докаменный век: “Личностные качества человека, отступая на задний план, открывают дорогу серости, рождающей ту же серость со временем. Так возникает обида, разобщенность, мафиозно-клановые структуры, высокомерие, зависть, хвастовство, мания величия”. “Есть, чему учить свою поросль. Объясним. Докажем существенным. Есть просто плохие люди в каждой нации. Есть просто недалекость ума”. Козыбаев призывает помнить уроки истории, выпавшие на долю народов - не только казахского, но и других - сопредельных и дальних. Разборка таджикских кланов привела к кровопролитию, соразмерному, по словам автора, водам Вахша: “Десятки тысяч убитых. Беженцы разбрелись по азиатским сусекам. ...Пугает дробление киргизов. Отличителен лишь пример узбеков. Эпоха вчерашних и сегодняшних тимуридов спаяла их единство”. “Будем едины. Чтобы однажды, взявшись за руки, не дробя себя на части, не заболеть таджикским синдромом”.
Обращают на себя внимание подача, стиль и форма повествования Сагымбая Козыбаева. Небольшие эссе - как реплики в разговоре с друзьями. В них много коротких предложений - подчас всего в несколько слов. Так обычно говорят, когда волнение стесняет дыхание, когда удары сердца обрубают фразы.
Кого же, по мнению Сагымбая Козыбаева, можно назвать представителями аксуек в реалиях сегодняшнего дня, когда “смешались в кучу кони, люди”, путаясь в парадоксах мышления и идеологий? Исторически “аксуек” означает представителя рода “торе” (то есть “чингизида”), ставшего объединяющим символом казахского кочевого государства до середины XIX века. Согласно Козыбаеву, “аксуек” - “белая кость” - это те, кто независимо от принадлежности к тому или иному роду-племени и национальности возносится высоко в области духа. Аксуек - это те, кто не только оттачивает свой ум, насыщая профессиональными знаниями, но и обогащает душу, постигая и проповедуя словом и делом - своей жизнью - все те же библейские заповеди, постулаты всех религий, а, может быть, основы единственной веры, что человек создан по образу и подобию Бога.
Автор являет нам примеры этих носителей генов духовности - аксуекства. В эссе из цикла “Имя в истории” он воссоздает портрет Бадрисафы, урожденной Александры Ивановны, русской женщины, чье имя неразрывно связано с именем гениального человека, духовного лидера нации Ахмета Байтурсынова. “Развитию таланта должно сопутствовать определенное стечение обстоятельств. Гены, воспитание, самовоспитание, тяга к знаниям... Немаловажны здоровье (каких высот достигли бы Шокан, Султанмахмут, Саттар, не дожившие и до 30-летия!), материальный достаток, окружение из не менее талантливых людей. Но и это не все. Желательно, чтобы рядом до последнего часа была верная жена, друг и сподвижник”. Драматична судьба супружеской пары, историю Бадрисафы можно уложить в несколько предложений... “В 1929 году в связи со ссылкой А. Байтурсынова в Архангельск Бадрисафа в 1931 году, как жена врага народа, вместе с дочерью Шолпан была отправлена в ссылку в Томскую область. Затем их разъединили, Шолпан оставили в Томске, а Бадрисафу отправили в Западную Сибирь, на лесоповал в деревню Жуково. В 1934 году вернулись на родину. В 1937 году, когда вновь был арестован и расстрелян А. Байтурсынов, Бадрисафу также арестовали и отправили в ссылку в Свердловскую область. Здесь она тяжело заболела. Вернувшись в Костанай, беспомощная Бадрисафа была помещена в больницу для инвалидов. Похоронена возле поселка Александровка близ города в 40 километрах”. Но любовь и преданность Бадрисафы своему мужу превратились в легенду и дошли до наших дней: “...В памяти народа до сих пор из уст в уста передаются истории об этой чистой красивой любви, которую Ахмет и Бадрисафа сумели пронести через свою трудную, полную лишений и страданий жизнь. Они хорошо дополняли друг друга: мудрый, интеллигентный, сильный духом Ахмет и мягкая, удивительно женственная, с не менее сильным характером Бадрисафа. Их имена вспоминают в народе вместе, не отделяя друг от друга”. Когда Сагымбай Кабашевич, доктор исторических наук, заведующий кафедрой истории журналистики Казахского национального университета имени аль-Фараби, рассказывает своим студентам о публицистике таких конкретных личностей, как Ахмет Байтурсынов, Сакен Сейфуллин, Магжан, часть времени он непременно уделяет их личной жизни: “Ведь высокий талант сродни высокой любви...”
Чередой проходят рыцари духа, прекрасные сыновья и дочери нашей Родины, герои публикаций в цикле “Лики времени” Сагымбая Козыбаева - Чокан Валиханов, Динмухамед Кунаев, Каныш Сатпаев, Ануар Алимжанов, Герольд Бельгер, другие. Конечно же, обращается автор к выдающимся именам в журналистике, коллегам по цеху. И это тоже аксуекские личности в истории отечественной журналистики - Марат Барманкулов, Тауман Амандосов, Туймебай Ашимбаев, Дукеш Баимбетов... Пишет Сагымбай о них зарисовками, штрихами, без монументализма и хрестоматийности. Но именно в этих коротких, светлых, теплых деталях вдруг предстают живые люди, чьими именами названы улицы, чьи труды изучают студенты, чьи книги читают казахстанцы.
 Особая тема - фронтовая журналистика. Эссе “Непобежденный” в цикле “Имя в истории” посвящено малоизвестным страницам в жизни Туймебая Ашимбаева. Один из самых объемных текстов представляет удивительную судьбу неординарной личности Т. Ашимбаева. В канун 65-летия Великой Победы - 21 апреля 2010 года - Национальный пресс-клуб, Академия журналистики и Союз журналистов провели конференцию в Национальной библиотеке РК, приурочив к ней выход книги “Опаленная войной. Казахская фронтовая печать” Сагымбая Козыбаева: “Несколько месяцев были временем настоящего поиска. Среди фронтовых журналистов (по моим данным - 72 человека, двое из них на тот момент были живы) значилось и имя Туймебая Ашимбаева (1918-1995), академика АН, заслуженного деятеля науки, долгие годы возглавлявшего Институт экономики Академии наук, одного из столпов экономической науки страны. В годы войны Т. Ашимбаев - переводчик, ответственный секретарь, заместитель редактора казахской фронтовой газеты Ленинградского фронта “Отандыкоргауда” (“На страже Родины”). В ноябре 1945 года по ложному доносу коллеги журналист был репрессирован, в 1957 году реабилитирован. В ноябре 2008 года в Евразийском национальном университете в Астане была проведена конференция, посвященная памяти Т. Ашимбаева, в том числе его деятельности как фронтового журналиста.
В том же году в Алматы и Санкт-Петербурге состоялась презентация большеформатной книги “Отандыкоргауда”, в которой были представлены репринтные номера чудом сохранившейся в семейном архиве подшивки этой фронтовой казахской газеты за 1942-1945 годы. Если учесть, что газета выходила два раза в неделю, то можно представить объем репринтного издания. В годы Великой Отечественной войны на фронтах издавалось более 20 газет, сотни листовок на казахском языке. “В середине 1942 года на Ленинградском фронте среди представителей национальных республик, за исключением Украины и Белоруссии, по численности солдаты-казахи занимали первое место. Учитывая это и проявляя заботу о духовном запросе воинов, Главное политуправление Советской Армии приняло решение об издании в Ленинграде фронтовой газеты на казахском языке, каковой явилась “Отандыкоргауда”. В эссе “Непобежденный”, книге “Опаленная войной. Казахская фронтовая печать” Сагымбая Козыбаева впервые вводятся в оборот неизвестные страницы фронтовой журналистики, представлены раритетные, архивные и фотодокументы, а также образцы национальной публицистики суровых дней Великой Отечественной войны.
Есть много тем и проблем в книге Сагымбая Козыбаева, что постоянно на устах у нас, живущих в этой стране, - наши предки, отцы и дети, интеллигенты истинные и псевдоинтеллигенты, проблемы национальной печати, вандализм на кладбищах, рыночные отношения... Но автор не только негодует, сокрушается и сожалеет по поводу изъянов нашего общества. Он, как крупицы жемчуга и алмазов, собирает то лучшее, что есть у нас, культивирует и щедро дарит нам же - как дар, которым мы владеем, но в суете дней не замечаем: “Тамыр”. Это казахское слово, в дословном переводе означающее “корни”, передает более высокое понятие, чем рядовая дружба. Сегодня это, как и встарь, сердечность и отзывчивость на боли, беды и проблемы рядом живущих, сегодня это взаимное уважение к языкам и обычаям, сегодня это теплая и нежная дума друг о друге”. Хочется и дальше цитировать: “И пусть сердце ноет при виде страждущего ближнего. Поделимся - чем можем - подставим локоть. И неизменным будет сострадание души. “Кудайдан келедi”, говорят в народе. Земля, Отечество, общее для всех - стань свидетелем людского сердоболия! Сегодня. Сейчас. Сиюсекундно” (из эссе “Иншалла!” цикла “Взгляд”).
Почему мы обращаемся к прошлому? Сагымбай Козыбаев дает этой тяге короткое определение в эссе “Князья жизни”: “Отчий дух в каждом. С драмой и без, но живет. Дух этот тянет. Назад. В свое прошлое”. В книге “Аксуекство равных” так и переплетено нынешнее и прошлое - настолько тесно, что кажется, мы живем в одном времени с ними, рыцарями духа - аксуек - нашими соотечественниками из далекого и близкого вчера.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Ноябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Ноябрь 2018 (92)
Октябрь 2018 (169)
Сентябрь 2018 (156)
Август 2018 (154)
Июль 2018 (178)
Июнь 2018 (171)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение
Fatal error: Call to a member function _destr() on null in /var/www/vhosts/np.kz/public_html/engine/modules/main.php on line 390