ЛЬГОТНЫЙ ВОЗРАСТ

РАБОТАЮЩИХ ПЕНСИОНЕРОВ ПРЕДЛАГАЮТ ОСВОБОДИТЬ ОТ НЕКОТОРЫХ НАЛОГОВ

Подробнее >>>
КНИГА КНЯЗЯ

ИСТОРИЯ В АВТОБИОГРАФИИ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Программа нашей молодости Исследования

Алан Байтенов
На прошлой неделе опубликован официальный рейтинг ООН по уровню развития электронного правительства. Согласно отчетам, мы уверенно движемся вперед - в 2008 году Казахстан занимал 81-е место, в 2012 - 38-е и вот теперь - 28-е место.
Но все ли так хорошо, как кажется на первый взгляд? Скажем сразу, автору статьи пришлось на своем опыте убедиться - работа портала электронного правительства (точнее сервисы), а также процесс получения ЭЦП все еще далеки от идеала, о котором нам постоянно рассказывают организаторы проекта. Отчего возникает законный вопрос - если мы с таким положением дел обошли более 160 стран (в рейтинге участвуют 193 страны), то неужели все так плохо у тех, кто оказался за нашей спиной?

Эксперты ОНН, это говорится в официальном отчете, оценивают три наиболее важных аспекта развития электронного правительства: “широта и качество онлайн-услуг, уровень развития телекоммуникационной инфраструктуры и объем человеческого капитала”. Что, по мнению нашего эксперта Михаила Тюнина, директора Фонда “Информационная инициатива”, не совсем точно. К слову, организация в том числе специализируется на проектах, связанных с обеспечением доступа граждан к информации и услугам электронного правительства. “Мы (Казахстан. - “НП”) вообще по индексу электронного участия в рейтинге ООН были на втором месте. Но как выставляется этот рейтинг? Он определяется по наличию сервисов обратной связи, а не по качеству их работы. Сервисы обратной связи по работе с населением - они есть. Поставили галочку. А вот как они работают на самом деле?” - объясняет Михаил Тюнин. И продолжая свою мысль, рассказывает - электронное правительство сегодня больше необходимо самим чиновникам, а не гражданам Казахстана. Мол, так работать проще. Но обо все по порядку.
alt
За ЭЦП - ногами  
Услышав про новую услугу электронного правительства - “доверенность на вождение автомобиля, не отходя от компьютера”, автор этого материала тут же решил проверить - как это работает. Услуга, скажу честно, с первого взгляда, очень приятная - ни выезда к нотариусу, ни на сверку в УДП. И при этом все бесплатно. Авторизовавшись на сайте, я без труда (и это действительно правда) смог полностью подготовить всю информацию - кто и кому выдает доверенность. На это ушло не более 5 минут. Но вот последний пункт - все это необходимо подписать своей электронно-цифровой подписью. Как выяснилось, она просрочена - по порядку, ее необходимо обновлять каждый год. Да, конечно, если ты не пропустил момент истечения срока годности, ты можешь это сделать почти сразу же. А так - необходимо пройти всю операцию с самого начала: заполнить форму и все равно найти время, для того чтобы заехать в ЦОН и отдать заявление специалистам. При этом, конечно же, выбрать время и отстоять, пусть и не большую, но очередь.
Пусть так. Тем более, что подобный механизм создан специально для безопасности - государственные служащие должны убедиться, что вы - это именно вы. Вопрос здесь в другом - для того, чтобы получить это заявление, действительно надо обладать серьезными навыками общения с компьютером. Сначала необходимо скачать инструкцию на 16 листах. Далее обновить пакет специальных программ, пройти все пункты установки и только после этого, конечно же, если повезет и система в этот день будет не сильно загружена, наконец получить ту самую форму. Скажу сразу, сделать мне это так и не удалось - потратив более 3 часов, я так и не получил необходимого результата. Ну что же, наверное, это только у меня, наверное, это только я такой нетерпеливый. Остается один вариант - ЦОН. Там, безусловно, все сделают за тебя. Но ждать, по закону, надо около 2 дней. В этом, наверное, и есть главная причина столь низкой популярности сервисов электронного правительства - за эти два дня я успею решить все интересующие вопросы. А потом уже и расхочу получать ЭЦП. В конечном итоге так и случилось - пришлось сделать все по-простому - заехать к нотариусу, а потом на сверку. Немного дороже, но гораздо проще.
Это понимают и в государственных структурах - в некоторых ЗАГСах города Алматы, по всей видимости, для того, чтобы повысить популярность сервиса, желающих зарегистрировать свой брак вынуждают пользоваться именно электронным вариантом услуги подачи заявления о бракосочетании. Естественно, без ЭЦП это невозможно. Впрочем, если вспомнить законы и указать на свое право подать заявления “по-старому”, тебе могут пойти на уступки. Так намного проще - всего пара “бумажных” документов и 10 минут времени.

Мнение эксперта
Между тем у проекта электронного правительства не только проблемы с легкостью получения и использования ЭЦП. Здесь все намного серьезнее - электронные услуги системы интересны лишь по отдельности. Отчего работают разрозненно и смазывают все впечатление. Подробнее об этом в разговоре с Михаилом Тюниным.
- Понимаете, у нас большая часть услуг, которые можно получить с помощью электронного правительства и ЭЦП, не настолько важны, чтобы человек потратил свое время, пошел в ЦОН, отстоял очередь, получил подпись и потом пользовался всеми доступными услугами. Почему? Давайте посмотрим, сколько времени мы тратим на этот процесс? Пойти в ЦОН взять ЭЦП, пойти в магазин и купить специальный картридер, если код записан на чип удостоверения личности. А какие услуги вы получите? Ну, допустим, доверенность. Давайте посмотрим - как часто в этом есть необходимость? Или адресная справка - как часто вам нужна эта справка? Допустим раз в год. Или сколько раз за всю жизнь вам может понадобиться справка о наличии или отсутствии судимости? Поэтому моя принципиальная позиция заключается в том, что у нас нет такого количества государственных услуг, с помощью которых обычный человек на самом деле облегчал бы себе жизнь - ускорял процессы. Все это полумеры.
В то же время электронные справки - это нонсенс. По идее, за ними человек не должен ходить - он обращается в госорган и любой госорган должен иметь доступ к базам данных и не дергать человека. Ведь подумать только - сколько можно было бы сэкономить бумаги и времени! Пока, и я говорю об этом уже на протяжении 5 лет, электронное правительство само по себе, а граждане сами по себе. Да, конечно, есть некоторые услуги, и они интересны. Но каждая в отдельности. А так чтобы действительно электронное правительство облегчало жизнь - я пока этого не вижу.
- Можно ли сказать, что с 2011 года, когда мы первый раз обсуждали положение дел с системой, ничего серьезного в работе электронного правительства не изменилось?
- Серьезных изменений нет. Это можно видеть по работе с теми же ЦОНами или другими госорганами. Ключевой момент - человек должен предъявить свое удостоверение личности, где обозначен ИИН, и больше он не должен ничего. А у нас, и это происходит до сих пор, ты обязан принести массу копий документов. Хотя необходимости в этом нет - нормы в стандартах оказания услуг отсутствуют. К примеру, я не так давно получал справку об отсутствии судимости в прокуратуре. У меня потребовали документы, которых нет в стандарте оказания услуг. Когда я обратил на это внимание исполнителя, он не изменил свою точку зрения. Мне даже пришлось поднять соответствующий стандарт и указать на конкретные пункты. Но даже после этого никто не признал, что требование дополнительных документов является нарушением закона. Они тут же начали выкручиваться - мол, все делается только для вас, чтобы вам было удобнее. Постойте, то есть у нас нарушается закон только в интересах потребителя услуги, то есть гражданина?! Это же происходит и в ЦОНах - там также очень часто просят лишние документы. Оказывается, с них требует эти документы тот госорган, который в конечном итоге оказывает услугу. К примеру, Министерство юстиции. А им так удобнее. Почему? Мол, часто базы данных не работают, поэтому вынуждены работать с копиями... Вообще архитектура системы электронного правительства продумана замечательно и идеи заложены верные. А вот реализация - хромает.
- И все же - как вы видите возможность привлечения все большего числа пользователей электронными государственными услугами? К примеру, с позиции упрощения процедуры получения ЭЦП?
- Да, может быть, с точки зрения специалистов, технарей, процесс получения ЭЦП и работа самой системы идеальны и просты, однако для большинства на самом деле сложно. И в будущем, скорее всего, этот момент все же доработают. Между тем один пункт - получение ЭЦП в ЦОНе - должен остаться. Я убежден - при получении ЭЦП все же необходимо убедиться, что человек, который получает подпись, является тем, за кого себя выдает.
Но все же - сегодня необходимо полностью отменить все электронные справки. То есть человек должен лишь предъявить ИИН, а система должна сделать все сама. И пока этого не сделают, реальной отдачи от проекта электронного правительства мы не увидим.
И еще один момент - ключевой. Оплата с помощью платежного шлюза электронного правительства. По моему глубочайшему убеждению, транзакции через платежный шлюз портала электронного правительства должны стоить копейки. Ни 1 и даже не 0,5 процента, а всего лишь сотые. Вот тогда можно будет заинтересовать пользователя - мотивировать его рублем. Многие из нас имеют платежные карты. А у системы есть услуга оплаты коммунальных услуг. Ну что же - сделайте так, чтобы оплата таким образом была гораздо дешевле похода в банк.
Совсем недавно я увидел подобное сообщение, мол, “Казахстан будет наставником по развитию электронного правительства. Что, честно говоря, у меня вызвало улыбку... Нам учить кого-то электронному правительству, мягко говоря, рано. Для начала необходимо суметь увидеть в людях главное - потребителей услуг.
Закончить этот материал мы бы хотели следующим. В Казахстане идея создания электронного правительства активно обсуждалась с начала 2000-х годов. В 2004 году появился документ, в котором была сформирована концепция создания и развития этого проекта. Если коротко, то становление электронного правительства было разделено на несколько этапов: информационный, интерактивный, транзакционный и переход к информационному обществу. Сначала были созданы информационные системы и интернет-ресурсы госорганов, которые соединены в единую транспортную среду, собраны государственные базы данных по физическим и юридическим лицам, недвижимости и адресный регистр. Далее последовал этап создания системы единого цифрового документооборота между госорганами. Ну и для того, чтобы граждане могли “общаться” в режиме онлайн с органами исполнительной власти, создавались соответствующие ресурсы: портал е-правительства и платежный шлюз. Из этого запустили все. А вот на деле проект оказался не столь популярен - “бумага и ноги” все еще надежнее и быстрее.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Ноябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Ноябрь 2019 (94)
Октябрь 2019 (161)
Сентябрь 2019 (131)
Август 2019 (169)
Июль 2019 (144)
Июнь 2019 (132)

Голосование
Будете ли Вы оформлять подписку на сайт, если сайт станет платным


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение
Fatal error: Call to a member function _destr() on null in /var/www/vhosts/np.kz/public_html/engine/modules/main.php on line 390