РАЗВРАЩЕНИЕ ДОСТУПНЫМИ КРЕДИТАМИ

КВАЗИСЕКТОР РК НЕ ПРИНОСИТ ДОХОДОВ

Подробнее >>>
ВЫРВАННЫЕ ИЗ КОНТЕКСТА БАРАНЫ

СКАНДАЛ СО СТИПЕНДИЕЙ “БОЛАШАК”

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Этюды на полях Исследования

Сагымбай Козыбаев

Бродячий призрак
Иногда спрашивают: “Вот вы писали в “Новом поколении” о конных памятниках (скалькированных рыночными ваятелями друг у друга. - С.К.) казахским батырам, мягко говоря, того не заслуживающим. Оставившим даже недолжный след. Ведь это вредно, заметили вы, для потомков, которых заранее оболванили, заставляя соглашаться с обманом. А что вы не пишете о том же, но творящемся в России? Слабо? Там ведь и детоубийце, душегубу поставили памятник”.
Что ответить? Мы люди простые, но истина все же одна: история в смутные времена пишется и совершается под заказ. Кто знает, пройдет время, и того же Ивана Грозного, как Ленина и Сталина, снимут с пьедестала, да и заодно с десяток доморощенных памятников местечковым батырам у себя.
Хотя сомневаюсь. Чтобы это осуществилось, публике необходимо обладать исторической памятью. Откуда ей взяться в условиях дикого рынка, вседозволительного и попусту безграмотного? А так поставили кому-то внушительный памятник, увековечили его имя, простолюдин и думает: “Ой-бай, значит, так и положено”. Что вы хотите, если губернатор целой области - Орловской - проявляет сам историческую неосведомленность, точнее - неграмотность. Чтобы подготовить народ к факту установления памятника в красивом месте слияния Оки и Орлика в областном центре, господин Потомский на пресс-конференции ТАСС так и заявил публично. Цитирую: “Иван Грозный однажды сказал: “Я виновен в смерти своего сына, потому что вовремя не отдал его лекарям”, когда они ехали в дороге, и он заболел. Они ехали из Москвы в Петербург”. По-нашему, губернатор даже не знаком с живописной картиной Ильи Репина. Но все это, как говорится, его проблемы.

alt

Памятник Ивану Грозному в Орле

Сегодня не секрет, что в России витает дух самодержавности. Монументальная пропаганда заменила все остальное. Торжественно установили на Боровицкой площади в Москве памятник великому князю Киевскому Владимиру (смотри нашу авторскую о нем трактовку - “Памятник над Днепром” в “НП” за 21 октября 2016 г.). А что же с Иваном Грозным (1530 - 1584), известным в хронологии великих русских князей и царей как Иван IV?
Сначала о радужном. Он первый русский царь (с 1547 года). Провел реформы управления и суда. Покорил Казанское (1552) и Астраханское (1556) ханства. Под конец жизни начал покорять Сибирь (1581).
Все остальное не в пользу Грозного: проиграл Ливонскую войну, длившуюся в его правление двадцать пять лет против Швеции, Польши, княжества Литовского за выход к Балтийскому морю. В результате царь утратил исконные русские земли.
Далее сплошной негатив. В стране царила атмосфера доносов и наушничества. Слуги выдавали своих господ, господа доносили на своих родственников. Ивану Грозному повсюду чудились крамола и измена, по его приказу людей повально сжигали на костре, на плахе гибли целые семьи. Ручьями лилась кровь часто ни в чем не повинных людей. Самолично пытал и казнил. Он сделался настоящим тираном: убил сына во время ссоры, в 1565 году ввел опричнину - систему массового террора. Крестьянство бежало от опричнины как от морового поветрия. Правящая элита разделилась на две боярские думы и два двора.
На шестом десятке Грозный женился в седьмой раз на шестнадцатилетней Марии Нагой. Через три года после смерти Грозного она была выслана с сыном Дмитрием в Углич, пострижена, как и остальные жены царя, в монахини. В 1605 году признала сына Лжедмитрия I, позднее отреклась от него.
Так вот, при живой Марии Нагой Грозный за несколько месяцев до своей кончины вновь затеял сватовство. На сей раз - к племяннице английской королевы Елизаветы. Последняя, узнав о жестоком нраве Грозного, деликатно отклонила сватовство.
Но дни царя были сочтены. Лишь спустя века впервые превозносить Ивана Грозного начали при Сталине. Оно и понятно, вождю народов Грозный, как жестокий правитель с тяжелой рукой, импонировал. Велел Сергею Эйзенштейну снять о нем фильм. Потом забыли на время о царе, как о чем-то мрачном. Но история делает финты. 14 октября ушедшего года в Орле торжественно открыли памятник Ивану Грозному.
Историки уже давно определились с нашим героем. И сегодня в России есть трезвые умы, но есть и “оракулы” масштаба Кургиняна и Проханова, которые публично назвали Грозного большим демократом и человеком Христа. Согласен полностью с позицией “Новой газеты”: “Прежде чем увековечивать Ивана Грозного, следовало бы, как минимум, изъять из обращения девятый том “Истории государства Российского” Карамзина, целиком ему посвященный”.
Напомним, том вышел почти два столетия назад, в 1821 году, и вызвал шок в обществе. Читатели долго не могли прийти в себя от кровавого чудовища и его “театра ужасов”.
...Не приходится удивляться неожиданным вопросам рядом живущих.

 

alt

Мария Нагая

Мускус
Ревностно относящиеся к обычаям друг друга народы живут по соседству. Узбек спрашивает казаха: “За что вы так любите конину?”. Казах по обыкновению отвечает высокопарно: “Молоко кобылицы - сахар, мясо - мед, запах - мускус (жұпар), шкура - одежда. Сядешь на коня, он - тұлпар (боевой скакун). Вся божественная суть лошади - наше лечение, готовый нектар небес, как же не изумляться и не боготворить!”. И тут же не забыл съязвить: “Есть ли барыш от вашей крупицы риса?”.

 

Серьга на ухо
Казахи по природе своей остры на язык. Не подтрунить лишний раз над другим - считай жизнь прошла рядом. Сидят в юрте в гостях, подали мясо. Хозяин, выказывая гостеприимство, подкладывает жирные куски гостю: “Угощайся, уважаемый, это не сары май (домашнее желтое масло), не во вред твоей жизни”. (Оказывается, гость много раз безуспешно сватался к женщине по имени Сарымай.)
Приезжий осекся. Но его напарник тотчас нашелся: “Мой друг, конечно, разборчив в мясе, благодарит вас, но если даже нацепит на ухо сырға (серьга), не сможет есть столько жирного, все равно проку мало”. Оказывается, у хозяина юрты была подобная история: он также тщетно пытался вступить в брак с молодкой по имени Сырға.
Хозяину пришлось затихнуть на некоторое время.

 

Грани мудрости
Слаще меда - ребенок, острее меча - язык. Вроде бы истина. Но ответы мудрецов отличаются от общепринятого.
Спросил один острослов сына: “Что в дали дальше? Что в близости ближе? В сладости что слаще?”. Сын ответил: “Дальше дали - это то, что между небом и землей; человеку ближе родня; слаще сладкого - ребенок”.
- Сын мой, ум твой еще не проник глубже глотки (ақылыѓ ќлі алқымыѓнан асқан жоқ екен). Дальше дали - пространство между знанием и невежеством, ближе всего бренному - смерть, рок (ажал). Хоть ребенок и сладок, но слаще всего лишь душа.

 

Категории
У казахов четыре категории гостя: специально приглашенный, долгожданный (құдайы қонақ), праздношатающийся, вынужденный путник. А вот родственников - три. Со стороны жены по отношению к мужу и наоборот. Со своей собственной линии - мужской или женской. И нағашы - со стороны матери. Первые по-казахски характеризуются как міншіл, вторые - күншіл, третьи - сыншыл. Перевод неадекватен, он требует более длинных и разнопонятийных слов. Первые родственники (қайын жұрты) - это те, кто зачастую ищет у вас недостатки. Вторые (ө˜з жұрты) - благожелательно-ревностные, третьи (нағашы жұрты) - те, кто дает оценку, в большей степени положительную.
У Мухтара Ауэзова есть выражение, ставшее народным: “Сын түзелмей мін түзелмейді”. Это означает: “Без справедливой критики нельзя устранить недостатки”. Родственники родственниками, но самооценка всегда необходима. По большому счету, все же думаю, что у всех народов есть подобные категории, обозначающие суть родства. Мир многолик, и стоит об этом помнить.

 

Сертификат
Сейчас в моде различные сертификаты. Так сказать, бумага, удостоверяющая качество продукта, товара. А порой - персонально человека. То есть доказывающая, что ты не верблюд, а прошел какие-то курсы, однодневные показные семинары и прочую бюрократическую белиберду, которая нужна для отписки и отчетности. Филькина грамота, одним словом.
Но откуда это выражение? Универсальный фразеологический словарь русского языка дает объяснение, что это - невежественный, безграмотно составленный документ. Но почему “филькина”? Знакомясь с историей русской опричнины времен Ивана Грозного, нашел-таки объяснение. В период правления первого российского царя в Москве шла жестокая борьба между русским боярством и кипчакским дворянством. Стоит хотя бы бегло ознакомиться с родословной книгой русского дворянства, чтобы убедиться в этой реальности. Писатель-сатирик Михаил Салтыков-Щедрин назвал книгу средоточием “Урус-Кугуш-Кильдыбаевых”. Отнюдь не случайно: во времена Грозного более половины дворян были выходцами из Степи. Царь введением опричнины хотел уравнять страну.
Но были противники насильственного, массового террора, прежде всего духовенство. В их числе и митрополит Московский Филипп (1507-1569), кстати говоря, выходец из кипчакского рода Федора Кобылы. Владыка публично выступал против опричных казней Грозного, был автором по этому поводу многочисленных посланий-грамот. Митрополит был низложен в 1568 году, а затем и задушен по приказу царя главой опричного террора Скуратовым-Бельским, вошедшего в историю как Малюта Скуратов.
Вот с этого момента и осталось выражение “филькина грамота”. Оказывается, Грозный презрительно именовал митрополита Филькой, а его послания - Филькиными грамотами.
А время уже внесло коррективы. Сегодня иносказательно наш предмет разговора - документ, не имеющий юридической силы. Причем безграмотный. А людей типа Филиппа именуют простофилей, что не совсем, как нам кажется, исторически оправданно.

 

Казахская уха
Поражаюсь тем, кто не вылезает из гостей. Обильное угощение с непременной выпивкой. Худо утром бедной головушке, да и в утробе, извиняюсь, разлад. А вечером - вновь в гости на бешбармак.
У многих, кто связан своей популярностью, это стало ритуалом. А у казахов, если в гости позвали, надо держать ответку. Вот и вечный круг.
У Крылова есть басня “Демьянова уха”, название ее стало нарицательным, выражение употребляется в значении: насильное, чрезмерное угощение вопреки желанию угощаемого. Герой басни Демьян так потчевал своего соседа, что тот:
Как ни любил уху, но от беды такой,
Схватив в охапку кушак и шапку,
Скорей без памяти
домой -
И с той поры к Демьяну ни ногой.
А казахи ничего, не устают ходить в гости. И вместо ухи там - сплошное мясо. Насильно, правда, никто не заставляет его есть досыта. Просто бешбармак для казаха, что шапка Мономаха - венец и символ его самоутверждения и самодовольства.
Так что, какие там охапки!

 

 

Выношенный
ребенок
Ситуация банальнейшая. Очередную книгу своих опусов назвал “Еврейская тетрадь”. Мои Ф.И.О. вроде говорят о другой национальной принадлежности. Да, я казах, но одновременно и русский, и немец, и араб, и, конечно же, еврей - то есть лицо планетарное. Таким интер (интернациональным) ощущаю себя всю жизнь.
Ладно, это между делом, а набранный тираж вышеозначенной книги попал в типографии под элементарный потоп, ошпарило кипятком; мне и кому-то еще явно не повезло. Естественно, есть убыток. Не говорю о состоянии конкретного полиграфического производства, а оно нынче очень технологичное - у кого-то техника нужная есть, у кого-то ее нет. Причина одна - дороговизна. Короче, книгу напечатали как бы заново.
Врать не буду, скажу честно: было огорчение. Но все же несмертельное, ө˜лім жоқ. На то и жизнь, чтобы украсить себя же саму неожиданностями. Просто для автора книга - это выношенный ребенок, чуть затянувшиеся “роды” внесли небольшую нервозность, но все замечательно, обошлось.
И все же почему такое название книги? Конечно, о сути его есть разговор. А так условная авторская прихоть всего-навсего. Каждый ведь волен назвать своего ребенка по-своему. Лишь бы он был счастлив и долго жил.
Главное в другом. Хочу признаться в особой любви - предпочтении к газете “Новое поколение”. Газет сейчас немало, интеллектуальных, дающих пищу уму - раз-два и обчелся. “НП” - один из островов величия русского языка. Все эссе книги (а их более двухсот) опубликованы именно в данной газете в рамках авторского цикла “Этюды на полях”. В редакции издания, выпускающего одновременно и “Московский комсомолец в Казахстане”, работает пытливая, талантливая братва пера, верная вот уже много лет своему отчему дому. Частично отношу себя к этой, в хорошем смысле слова, мафии. Дай Бог редакции новых читателей, коллективу - остроты қалама!
А кто прикоснется к “Еврейской тетради” - буду стократ признателен. Ваш нравоучитель и вечный ученик С.К.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищённой ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Наши награды    

Календарь
«    Май 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Май 2017 (132)
Апрель 2017 (160)
Март 2017 (154)
Февраль 2017 (179)
Январь 2017 (167)
Декабрь 2016 (159)

Голосование
Будете ли Вы оформлять подписку на сайт, если сайт станет платным


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение
Fatal error: Call to a member function _destr() on null in /home/npkz/public_html/engine/modules/main.php on line 390