ПОКОЛЕНИЕ NEET

НЕ УЧИТСЯ, НЕ РАБОТАЕТ И НЕ ТРЕНИРУЕТСЯ

Подробнее >>>
ЛОГИСТИКА – ЛОГИКА ДЕЙСТВИЙ

МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ В CASPIAN UNIVERSITY

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Что нам стоит завод построить? Исследования

Ярослава Науменко
На прошлой неделе правительством была озвучена информация о том, что в республике вскоре начнется реализация программы модернизации отечественных НПЗ. Как сообщил министр энергетики и минеральных ресурсов Сауат Мынбаев, она будет стоить 3 миллиарда долларов и через семь лет позволит увеличить объемы переработки на 2,5 миллиона тонн нефти в год. То есть будет решен вопрос дефицита высокооктанового бензина и приемлемой цены на авиакеросин. Однако, как выразился бы в такой ситуации герой Гайдая: “Меня терзают смутные сомнения”. Эксперты задаются вопросом: не проще ли на эту сумму возвести новый завод мощностью, скажем, 9 миллионов тонн...

alt
Почти по 3 миллиарда тенге государство выделяет на обеспечение устойчивости финансового сектора и стабилизацию рынка недвижимости. То есть деньги на модернизацию нашим заводам дают немалые. Нашим НПЗ по 20-30 лет, оборудование давно и безвозвратно устарело, износ основных фондов достигает 80 процентов. Модернизировать их следовало еще лет 10 назад.
Траты, стоит отметить, обоснованы - топливная составляющая является важным пунктом безопасности страны, а сейчас до 50 процентов бензина мы экспортируем из России (особенно это касается севера Казахстана). Отсюда и нездоровые настроения на рынке: то и дело звучат обвинения в ценовом сговоре, как-никак нефть подешевела в 4 раза, чего не скажешь о бензине.
В Казахстане сегодня работают три НПЗ - Павлодарский нефтехимический завод с проектной мощностью 7,5 миллиона тонн в год (перерабатывает он только 4 миллиона, были периоды, когда нефть шла “тонким ручейком”), Шымкентский НПЗ (также около 7 миллионов тонн) и Атырауский НПЗ (почти 4,3 миллиона тонн нефти в год), мини-заводы в расчет не принимаем по причине незначительности их объемов.
Сколько, кому и на что будут давать средства, пока не озвучивается, подробности будут проработаны.
По мнению доктора экономических наук, главного научного сотрудника Института экономики РК Олега Егорова, миллиард долларов для завода - это не так уж и много, одна приличная установка.
“Если говорить о Шымкентском НПЗ, то он требует кардинальной реконструкции, там нет соответствующих установок, и глубина переработки нефти составляет от силы 50 процентов. Новый проект позволит “выжать” из мазута еще 20-30 процентов топлива (плюс тяжелый битумный остаток), но о высоком качестве и конкурентоспособности такого бензина здесь говорить не стоит”.
Еще до кризиса “КазМунайГаз” планировал вложиться в строительство нефтеперерабатывающих предприятий в турецком порту Джейхан и грузинском Батуми. Мощность каждого НПЗ должна была составлять 15 миллионов тонн (хотя сейчас уже не строят таких крупных объектов, более удобными и гибкими считаются производства мощностью 9-10 миллионов тонн нефти в год), цена - 5 миллиардов долларов.
“Сегодня в связи с мировым финансовым кризисом компания будет определять приоритеты - куда вкладывать финансы”, - позже заявило руководство КМГ и переориентировалось на расширение мощностей трех казахстанских НПЗ, половина акций которых принадлежит нацкомпании.
Если рассмотреть мировой опыт, то инвестиционный проект такой стоимости включает возведение нескольких предприятий: нефтеперерабатывающего завода, завода по глубокой переработке нефти и нефтехимического комплекса. Это 14-15 миллионов тонн в год бензина, пропана, авиакеросина, дизельного топлива и т.д.
По мнению Олега Егорова, новый нефтеперерабатывающий завод сегодня обойдется в 2,5-3 миллиарда долларов: “В Китае недавно был сдан подобный объект с нефтехимическим продолжением, стоил он 2,5 миллиарда и был построен всего за 2 года”. Тем более, что сейчас материалы подешевели. Понимая это, президент Нурсултан Назарбаев, находясь недавно с государственным визитом в Индии, озвучил официальное приглашение начать переговоры по строительству нефтехимического завода в Казахстане...
После модернизации все три завода смогут давать республике 18 миллионов тонн продукции (сегодня суммарно - около 13-14 миллионов). Если мы сейчас не решим вопрос топливного дефицита, то в будущем можем оказаться в положении той же Украины, которая полностью зависит от импортеров.
Однако одно интересное строительство начнется скоро в Мангыстауской области. Каспийский нефтеперерабатывающий завод возведут к 2012 году. Профинансирует его «КазМунайГаз» и китайский холдинг «CITIC group».
Как гласят пресс-релизы, мощность завода - до 1 миллиона тонн нефти в год и якобы он позволит достичь глубины переработки нефти не ниже 80 процентов.
- В Казахстане действительно открытой темой остается нехватка высокооктановых бензинов и керосина, - комментирует один из казахстанских нефтяников, пожелавший остаться неназванным. - Тем не менее мини-НПЗ - это не эффективно. Они позволяют производить только первичную переработку нефти, по сути, это кустарщина. Такие заводы производят исключительно полуфабрикат, потом идущий на экспорт в Европу или Китай, где он используется как сырье для более глубокой переработки. Куда будет идти этот бензин из Атырау? За счет логистики он будет явно дороже соседского.
И правда, никто из чиновников не пояснил – из чьей нефти будет сделана выпущенная продукция и куда она будет поставляться? Дело в том, что все сырье уже давно «пристроено» на Атырауский нефтеперерабатывающий или идет в морпорт Актау на экспорт в Европу. Что касается потенциальных потребителей, то соседняя Астраханская область и так сама является крупнейшим поставщиком нефтепродуктов, в Туркмению тоже много не продашь – там балом правит дешевый газ.
И еще. Если уже существует официальная госпрограмма модернизации НПЗ, то зачем, как говорится, множить сущности без надобности, ведь конкурентоспособная продукция европейского уровня на мини-НПЗ получена быть не может, то есть нехватку высокооктанового бензина даже десяток таких заводов не компенсируют. Постоянно ужесточающиеся требования к качеству топлива вообще заставляют многих экспертов говорить об окончании эры мелких заводов-«самоваров». Да и как нефтяной завод уживется с городом-садом, обещанным нам в Актау? “Казахстанская здравница” явно не выиграет от подобного соседства. Складывается впечатление, что начинание вскоре может пополнить ряды «пиаровских прожектов», например, как международная курортная зона Актау-Сити и по соседству – атомная электростанция в Актау...

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





  • Группа: Гости
  • Регистрация: --
  • Статус:
  • 0 комментариев
  • 0 публикаций
^
Все мы были недавно удивлены переносом ввода стандарта Евро-2 до середины года. Теперь уже неудивимся, если летом продлят еще на полгода или на два и т.д. Что с собой представляет стандарт Евро-2. В него входят все параметры, необходимые для безопасной эксплуатации автомашины. Одним из сновных требовании предъявляются к качеству нефтепродуктов. Смею Вас заверить, что в Казахстане все три НПЗ, даже близко не подходят по качеству Евро-2, уж что там говорить о Евро-3...4. Выходит, если Правительсто приняло бы программу перехода на Евро-2 с января месяца этого года, как предлагал Президент, то можно с откровенностью говорить об изьятии лицензии на переработку нефти у всех трех отечественных НПЗ. Вот по этой причине Правительству остается постоянно оттягивать сроки перехода на европейские стандарты качества, но неизвестно до какого предела, а об экологии говорить - просто не остается слов.
  • Нравится
  • 0
  • Группа: Гости
  • Регистрация: --
  • Статус:
  • 0 комментариев
  • 0 публикаций
^
Из нефти можно получать не только топлива , но и различные синтетические материалы которые можно использовать в различных сферах НХ и экспортировать. Засчет нашей нефти наживаются другие, нам достается крошечная доля от потенциально возможного. Сегодня локомотивом нашей экономики является нефть. Нужно развивать глубокую переработку. Всю эту проблему надо решать комплексно:пусть по программеБОЛАШАК обучаются будущие производственники инженеры, ученые, преподаватели для ВУЗов, а не экономисты, юристы, финасисты, их и так навалом,.Никто не хочет что создавать а все Хотят управлять и работать а НЕпыльных местах. Государство должно поднимать престиж педагогических специальностей, которые будут готовить Будущий интеллектуальный р трудовой ресурс страны. Из истории мы знаем чтобы постротоить промышленность и др.отрасли,нужно начинать с образования и медицины.Нужно вернуть советскую систему образования для инженерных специальностей, нынешняя кредитная система расчитана на те страны в которых переизбыток рабочей силы. Нужно начинать все с нуля.
  • Нравится
  • 0
  • Группа: Гости
  • Регистрация: --
  • Статус:
  • 0 комментариев
  • 0 публикаций
^
новый завод Актауский.
Третий поколении
  • Нравится
  • 0
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Сентябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2018 (117)
Август 2018 (154)
Июль 2018 (178)
Июнь 2018 (171)
Май 2018 (144)
Апрель 2018 (154)

Голосование
Будете ли Вы оформлять подписку на сайт, если сайт станет платным


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение
Fatal error: Call to a member function _destr() on null in /var/www/vhosts/np.kz/public_html/engine/modules/main.php on line 390