ЦЕНА НЕБА

ДЕШЕВЫЕ АВИАБИЛЕТЫ В ПОМОЩЬ ВНУТРЕННЕМУ ТУРИЗМУ

Подробнее >>>
ОСЕННИЙ “ОКУНЬКОЛЬ”

ДАРЫ АЛАКОЛЯ НА ЗНАМЕНИТОМ ФЕСТИВАЛЕ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Рог-культура Исследования

Андрей Губенко
Люди возвращались домой с загородного пикника, и по дороге машина нечаянно сбила сову с добычей - слепышом.
Дело, казалось бы, заурядное, и многие на их месте наверняка бы даже не остановились. Но не таковы были наши герои. Оба трупа, так уж вышло, были почти не повреждены и... доставлены знакомому таксидермисту - по-русски то есть чучельнику.
Через какое-то время они выглядели почти как живые: слепыш - как до встречи с совой, а сова - как до встречи с автомобилем. Мастер сделал из них драматичную композицию, а хозяин машины украсил ею свою гостиную - на память о дорожном происшествии.
Он не был чрезмерно сентиментален, этот господин, равно как нет причин подозревать его и в гипертрофированной экологической сознательности. Просто он был трофейный охотник с многолетними привычкой и коллекцией: так что ж добру пропадать?!


(Окончание. Начало в №14 от 10 апреля 2009 года)

Мастера звериного стиля
Таксидермист, который не дал сгинуть без следа сове со слепышом, сам и рассказал мне эту историю. Александр Редреев, с которым я познакомился в горном лагере в Джунгарском Алатау, такой же непременный участник команды профессионалов, обслуживающих интурохоту, как проводник или повар. Ведь убить зверя - лишь полдела. Вслед за чем из него необходимо изъять трофей - ради которого, собственно, все и затевалось. Посему, как только мои новые собутыльники-хорваты приволокли в лагерь тушу тэка, Александр покинул наше застолье, вооружившись спичками и ножом.
От разных животных - разные и трофеи: от волков и медведей, например, череп, от кабана - клыки, а от маралов, тэков и архаров, конечно же, рога. Минимум, который требуется от таксидермиста, - аккуратно забрать нужное, для чего отрезанная голова несколько часов варится в большом котле. Но зачастую охотник не ограничивается лишь знаменательными костями, а желает заполучить бюст или даже восстановить зверя целиком, и тогда таксидермист, периодически подбрасывая в костер дрова, снимает с добычи шкуру. А по особому желанию заказчика сохраняет еще и аутентичные (хотя обычно их в чучелах заменяют искусственными) когти, копыта, зубы, уши, глаза...
Работа казахстанских таксидермистов, сопровождающих интурохотников, обычно исчерпывается “полем”, первичной обработкой. “Полуфабрикаты” эти иностранцы затем упаковывают в чехлы и в таком виде вывозят из Казахстана; художественную же часть доверяют европейским и американским мастерам. По двум причинам. Во-первых, полагая, что их профессиональный уровень выше. С этим, конечно, их отечественные коллеги могут поспорить; с чем, однако, не поспоришь, так это с тем, что в Европе этот рынок развитее (о традициях и говорить не приходится). У нас же, как и в России, даже собственно ремеслу, такому, как таксидермия, профессионально не учат, а все, кто есть, - самородки.
А во-вторых, транспортируя готовое чучело через границу, придется пожертвовать немалым налом в пользу наших бдительных таможенников, в противном случае его вывезти не удастся - как бесценное произведение искусства... Тогда как чтобы вывезти “сырье” - пресловутые рога и копыта, - достаточно купленной у государства охотничьей лицензии.
alt
На тропе таксидермиста: этот гордый череп переживет реинкарнацию
Морда лица
Но, кстати, вопрос, чем считать таксидермию: ремеслом или искусством - вообще-то выходит далеко за пределы меркантильных интересов таможенных офицеров. Свои сторонники есть у обеих точек зрения, однако самой интересной выглядит теория, согласно которой чучело является не поделкой или шедевром, а - ни больше ни меньше - другой, “загробной” жизнью зверя.
И тогда таксидермисты - не художники или поденщики, но демиурги, создающие качественно новую реальность.
Я, между прочим, нисколько не преувеличиваю: про иное, возращенное взамен отнятого, бытие толкуют и трофейные охотники, аргументируя, что не убей они того же тэка, сгинул бы он бесславно в анонимном природном кишечнике, сожранный либо хищниками, либо червями, - и мокрого места бы не осталось. А так в мохнатой скульптуре (которая если и не вечна, то долговечна) сохранилась и толика плоти, и облик, и память, и красота.
Еще красноречивее сами таксидермисты, утверждающие (вслед за философами), что в той, прежней жизни животные были рабами родовой стихии - не личностями, а всего лишь мордатыми особями своего вида, практически лишенными индивидуальности. Эту неповторимую индивидуальность, это, в каком-то смысле, лицо (если угодно, морду лица) им дала смерть, а точнее, последовавшая за ней анимация - “воскрешение” в виде скульптурных композиций, где мастером увековечена какая-то выразительная сценка из жизни зверя, подсмотренная охотником во время их кульминационной встречи. А не случись она, эта встреча, и момент сгинул бы в темном чреве времени так же бесславно, как спустя несколько лет и сам герой эпизода...
alt
Конечно, аргументация эта выглядит уязвимой - не меньше, во всяком случае, чем верования древних египтян, пытавшихся обеспечить бессмертие своим обожаемым фараонам, мумифицируя их тела. С другой стороны, все эти кожа да кости являются естественным архивом генетической информации, и вероятность того, что когда-нибудь ее можно будет прочитать и интерпретировать (воплотить, например), не то чтобы совсем нулевая...
Как бы там ни было, главным критерием мастерства таксидермиста как раз и считается умение “оживить” животное, представить его в той позе и ситуации, которые не только бы иллюстрировали его видовую бихевиаристику, но и являли самоценный, сугубо индивидуальный характер. Поступок.
 
alt
Как это удалось Александру, например, в скульптуре камышового кота, окрысившегося над тушкой фазана. Сюжет, как это нередко и происходит, подсказала сама жизнь, а точнее, клиент, поведавший о необычных обстоятельствах, при которых были добыты трофеи. Он подстрелил фазана, тот упал в густые тугайные заросли, а когда стрелок отыскал наконец добычу, ее уже пытался присвоить другой - хвостатый - охотник. Но не успел.

Охотник
за солнечным
зайчиком

alt
Этюд этот я увидел, конечно, не в горах, а много позже, в алматинской студии Редреева. Как и другие композиции, дожидающиеся своих заказчиков. Чучела эти периодически забирают, но взамен них мастер со своими помощниками делает новые. В студии тесно, проектов много, причем здешний клиент - исключительно отечественный. Что важно.
В отличие от иностранцев, использующих казахстанских таксидермистов “на подхвате”, наши охотники заказывают полновесную, квалифицированную работу. В основном, правда, фигуры волка. (При том, что главные мировые тренды - крупные копытные и реже кошачьи.) “Менталитет, - объясняет феномен Александр. - Волк ведь тотем у казахов. Но мне это даже нравится: с хищником работать интереснее - он умнее и пластика его выразительнее”.
Помимо всего прочего за художественный труд и платят больше, чем за голые кости. Так, композиция со стоящим волком оценивается от полутора тысяч долларов, с более же сложной и необычной позой цена может достигать и трех, и пяти тысяч. Разница обусловлена объемом работы: это ведь раньше чучела набивали соломой или опилками, а сейчас звериный манекен (на который и натягивают шкуру) ваяют из стандартных покупных пенополиуретановых блоков - чем артистичнее, нетрафаретнее анимация, тем, соответственно, больше с нею придется повозиться.
Конечно, даже самые изысканные отечественные шедевры несопоставимы по цене с европейскими образцами: у иных именитых тевтонских таксидермистов скульптуры стоят 200-250 тысяч евро. Феррари. (Аналогичную сумму, впрочем, могут запросить и в Москве; но по соотношению цена - качество, разумеется, не удалому городу-герою тягаться с усидчивыми бюргерами.) Однако поскольку толстые зарубежные кошельки для наших левшей, по гамбургскому счету, закрыты, то они, когда-то начинавшие “походными таксидермистами” на интурохотах, теперь все больше ориентируются на внутренний рынок. Тем паче что и доморощенный трофейный охотник за последнее десятилетие превратился в определенную финансовую силу.
Но то - сейчас. Во время же оно (которое и является героем нашего повествования) Александр еще не был маститым мастером, авторитетным автором сотен скульптур, а скорее, сам являлся одним из персонажей стихийного, бессознательного охотничьего перфоманса. Он - с ножом и у костра. Хорваты, завалившие тэка, с карабинами в одной руке и стаканами коньяка - в другой. Я - невесть как затесавшийся в эту компанию. Степанченко, которому оставалось еще пять лет жить...
Про перфоманс - это, конечно, метафора. Но только пока. Думаю, что охватывающая нас при взгляде на старые фотографии ностальгия когда-нибудь непременно воплотится в пластические формы. Что развившаяся от простейших чучел таксидермия сделает еще один эволюционный шаг вперед, и в композициях будущего наряду с увековеченными жертвами появятся и обессмертившие их охотники.
alt
Андрей Губенко, Александр Редреев и “прирученные” волки
Кстати, мой проводник по Джунгарии, тот самый Степанченко - первейший кандидат на эту таксидермическую инсталляцию нового типа. Скользя вниз на “уазике” по грязи ночного серпантина (лавируя меж нависшими ветвями диких яблонь, придавленных первым осенним снегом) и рассказывая о предмете своей жизни, он назвал себя охотником... за солнечным зайчиком. Напомнив мне знаменитый номер из классики советского цирка: в кромешной темноте Олег Попов пытается ухватить луч света, комично гоняясь за ним по манежу. Но все тщетно. А затем он додумывается его приласкать. И тот доверчиво прячется в шляпу великого клоуна.
Солнечный зайчик - чем не трофей для матерого охотника? И чем это не сюжет для амбициозного создателя, работающего в зверином стиле?

Фото Талгата Галимова, скульптуры Александра Редреева

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Сентябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2019 (69)
Август 2019 (169)
Июль 2019 (144)
Июнь 2019 (132)
Май 2019 (146)
Апрель 2019 (156)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение
Fatal error: Call to a member function _destr() on null in /var/www/vhosts/np.kz/public_html/engine/modules/main.php on line 390