МИНИ-ЗАВОДИК У МАКРОТРУБЫ

ГДЕ СТРОИТЬ ЧЕТВЕРТЫЙ НПЗ В КАЗАХСТАНЕ

Подробнее >>>
КАПИТАЛ - УДЕЛ ОБДЕЛЕННЫХ

ИМЕЯ ВСЕ, ЛИШИТЬ СЕБЯ ВСЕГО

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Золотой кран Исследования

Юлиана Жихорь
В недавно одобренной правительством Концепции модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства одним из основных механизмов этой модернизации названо государственно-частное партнерство. Мировой опыт показывает - это весьма выгодный ход. Но этот же опыт говорит и о том, что бизнес, как бы заманчивы ни были перспективы, всегда с осторожностью вкладывает деньги в эти сферы

Словосочетание “государственно-частное партнерство” в последнее время стало весьма популярным. В Казахстане им стали называть любые соглашения, заключаемые между государством (или квазигосударственными компаниями) и бизнесом. С натяжкой так можно было бы назвать и всю программу жилищного строительства: государство заказывает - бизнес строит. Вроде бы обе стороны получают желаемое: соцжилье для граждан, доход от продажи квартир для бизнеса. Если бы не одно но. Государство настолько увлеклось поддержкой бизнеса, что безропотно взяло на себя все возможные риски: удорожание проектов, затягивание сроков и т.п. Тогда как партнерство предполагает равноправие - как в выгоде, так и в рисках.
Сейчас у Кабмина появилась новая идея - отдать коммуналку в сферу ГЧП. Планы навеяны мировым опытом: во многих странах коммунальная сфера находится в частных руках и там значительно меньше возникает проблем с ее функционированием. Оно и понятно, бизнес предпочитает один раз инвестировать в модернизацию, чтобы потом на протяжении многих лет контракта спокойно “собирать урожай”. Главная проблема - как добиться этого сбора.
Любая инвестиционная программа предусматривает источники доходов, из которых будут погашаться сделанные капиталовложения. То есть, просчитывая инвестиции, допустим, в модернизацию водопровода, инвестор хочет быть уверен, что его вложения “отобьются” за счет поступления платежей потребителей. Но, как показывает мировая практика, в странах с переходной экономикой остро стоит проблема приемлемости тарифов.
Как рассказывают в Казахстанском центре государственно-частного партнерства, активно изучающем зарубежный опыт применения механизмов ГЧП, в том числе и в коммунальной сфере, сложности, возникшие вследствие неплатежей, стали причиной срывов не одного проекта. Так, известна неудачная попытка применить механизмы ГЧП в Буэнос-Айресе по подключению ряда районов города к системе городского водоснабжения. В процессе реализации выяснилось, что жители этих районов не в состоянии платить по тем тарифам, которые были запланированы: часть подключаемых потребителей должна была заплатить сумму, равную 18 процентам их доходов только за подключение.
alt
Казахстан в этом случае не является исключением. Причем основными неплательщиками являются, как ни странно, не граждане с уровнем доходов ниже среднего, а как раз средний (и выше среднего) класс населения. Стоит вспомнить, например, скандал двухлетней давности, когда один из бывших депутатов, покидая служебную квартиру, оставил за собой “шлейф” задолженности по коммуналке в 60 тысяч тенге.
Но, как говорят в Центре ГЧП, даже просчитать будущий тариф (на стадии подготовки проекта) порой бывает очень сложно. Причина заключается в неопределенности стоимости основных фондов, что “не позволяет с приемлемой точностью оценить затраты, необходимые для достижения предусмотренных контрактом эксплуатационных показателей”. “Часть объектов сетевой коммунальной инфраструктуры скрыта под землей, и не представляется возможным определить ее фактическое техническое состояние, - говорит заместитель председателя АО “Казахстанский центр ГЧП” Виссарион Ким. - Эта проблема не только нашей страны. Даже в Великобритании во время приватизации систем коммунального хозяйства местные органы зачастую просто не знали, где и какие принадлежащие им объекты расположены, и тем более не знали, в каком состоянии они находятся”.
Безусловно, оператор, подписавший контракт, обязан будет взять все расходы по модернизации на себя, но где гарантия, что эти дополнительные расходы будут покрыты доходами (то есть антимонопольный комитет согласится пересмотреть тариф в сторону увеличения). В таком случае либо доходность проекта для оператора будет ниже плановой, либо оператор не выполнит своих обязательств и даст повод для досрочного расторжения контракта, чем только усугубит свои потери.
Если же бизнес-оператору позволят включить в тариф соответствующие дополнительные расходы, то этот тариф может оказаться неприемлемо высоким для населения, и в результате опять может снизиться собираемость платежей.

Астана

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Сентябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2018 (129)
Август 2018 (154)
Июль 2018 (178)
Июнь 2018 (171)
Май 2018 (144)
Апрель 2018 (154)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение
Fatal error: Call to a member function _destr() on null in /var/www/vhosts/np.kz/public_html/engine/modules/main.php on line 390