РОК ВОКРУГ СВЯТЫНЬ

В ПОИСКАХ СВЯЩЕННОГО ГРААЛЯ

Подробнее >>>
НА ВЫСОТЕ ПТИЧЬЕГО ПОЛЕТА

В КАЗАХСТАНЕ ОТКРЫЛИ КУРОРТНЫЙ СЕЗОН

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



КамАЗ - великое дитя застоя Исследования

Влад Гринкевич, экономический обозреватель “РИА Новости”
Исполнилось 35 лет с тех пор, как с главного сборочного конвейера Камского автозавода сошел первый грузовик. Как ни пафосно это звучит, но появление стало своего рода сенсацией и для Запада, и для самого СССР. Гражданский автопром никогда не был советским коньком - наиболее удачные модели, как правило, были клонами европейских или американских авто. А КамАЗ был советским, но при этом еще и способным эффективно конкурировать с зарубежными образцами

Многие уверены: такое было возможно только в СССР - за каких-то шесть лет практически на пустом месте был создан гигант автомобильной индустрии. Даже конгресс США признавал, что решить такую задачу рыночными методами невозможно. Действительно - невозможно, но пример Советского Союза здесь не единственный. Почти такими же мобилизационными методами - при активнейшем участии государства - создавались крупнейшие японские и корейские корпорации - Mitsubishi, Mitsui, Daewoo и др. Многие из них здравствуют по сей день, но уже в качестве частных транснациональных компаний.
К моменту решения ЦК КПСС насчет строительства автозавода Набережные Челны были заштатным провинциальным городком с 27 тысячами жителей и минимумом промышленности. Зато городок был очень удачно расположен, в самом центре страны на пересечении двух водных артерий - Камы и Волги, вблизи крупных железных дорог, позволявших обеспечить будущий завод необходимыми стройматериалами, сырьем и комплектующими.
Строительство КамАЗа, по сути, было повторением истории советской индустриализации, только без перегибов и репрессий. Государственный капитал, мобилизация рабочей силы (население города росло на 30-40 тысяч человек в год), использование передового зарубежного опыта. В итоге СССР получил завод, способный выпускать десятки тысяч автомобилей в год.
Американцы тогда получили повод позлорадствовать: советский завод построили США! Не совсем так. В оснащении КамАЗа участвовало более 700 иностранных компаний, европейских, американских, канадских и японских. И еще 2 тысячи советских предприятий. Кстати, это хорошая иллюстрация масштабов проекта; для сравнения - в проекте по созданию советского “шаттла” “Буран” участвовало 3 тысячи предприятий. Еще один интересный момент: для привлечения западных компаний СССР использовал кредиты, полученные в США. Вот так акулы капитализма в очередной раз поучаствовали в грандиозной социалистической стройке.
Все грандиозные проекты СССР быстро обрастали всевозможными мифами. Например, якобы трубы большого диаметра в 1970-х годах нужны были СССР не для газо- и нефтепроводов, а для производства ракет, сам газопровод в Европу строился для того, чтобы в случае войны обеспечить топливом армады советских танков. Вот и КАМАЗ, если верить слухам, всего за три месяца может перейти с выпуска грузовиков на выпуск танков.
После распада СССР всем крупным предприятиям пришлось туго. Однако КАМАЗ лучше других автомобильных компаний приспособился к рыночным условиям. Даже в сравнении с АвтоВАЗом, полностью построенным по итальянским технологиям. В чем секрет? Во-первых, КАМАЗ моложе, используемые им технологии более современны. Во-вторых, требования к грузовикам отличаются от требований к легковым автомобилям. Легковой автомобиль все равно что модная одежда: новый сезон - новая модель. Иначе потребителя не завлечь. В грузовиках важен функционал, а дизайн и всякие модные “фишки” - на втором месте. И еще КАМАЗу повезло в том, что в отличие от АвтоВАЗа он не оказался так плотно опутан сетью криминальных структур.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Май 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Май 2019 (75)
Апрель 2019 (156)
Март 2019 (138)
Февраль 2019 (140)
Январь 2019 (137)
Декабрь 2018 (133)

Голосование
Будете ли Вы оформлять подписку на сайт, если сайт станет платным


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение
Fatal error: Call to a member function _destr() on null in /var/www/vhosts/np.kz/public_html/engine/modules/main.php on line 390