ДЕЛО МОЛОДОЕ

НАДО СОЗДАТЬ СОЦИАЛЬНЫЕ ЛИФТЫ ДЛЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Подробнее >>>
КТО ВЫ, mr. ADAM?

МАРАТ БИСЕНГАЛИЕВ О ПЕРВЫХ ШАГАХ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ И ПРЕМЬЕРЕ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Музейный бум Исследования

Ольга Соболевская, обозреватель “РИА Новости”
Сообщество хранителей культурных ценностей в России, с одной стороны, говорит о музейном буме, а с другой - отмечает, что порой посетители музеев оказываются случайными людьми, заглянувшими “на огонек”, и не готовы к встрече с “искусством творческим, высоким и прекрасным”

Музейный плюрализм
“Музей - это самое демократичное учреждение культуры в стране”, - подчеркнул на видеомосте в “РИА Новости” президент Союза музеев России, директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. В театр или на концерт ведь может позволить себе пойти далеко не каждая семья - это дорогое удовольствие.
Однако при всей демократизации музеев, для того чтобы “они в полной мере стали доступными, их число должно многократно возрасти”, отмечает Аннэта Сундиева, завкафедрой музеологии факультета истории искусств РГГУ. В Германии, например, 6 тысяч музеев, а в России - всего 3 тысячи.
Отметим, что в Москве последние 2-3 года наблюдается бум: в музеи идет все больше посетителей. Да и число музеев растет точно по формуле Пабло Пикассо: “Дайте мне музей, и я заполню его”.
Сейчас спектр объектов музеефикации максимально широк. Столетия назад коллекционировались прежде всего артефакты. В конце 1950-х возникли музеи-заповедники, сохранявшие храмы, дворцы и усадьбы. А в начале XXI века музеи стали и хранителями нематериального наследия - традиционных технологий, традиционной культуры.
Как грибы после дождя растут корпоративные и узкоспециализированные музеи. Часть из них - курьез, да и только, “собрания заблуждений”, но это повсеместная практика. В американском Портленде и в украинском Харькове есть музеи пришельцев - для любителей уфологии. В Париже работает Музей подделок. В Брюгге есть музей чипсов, в Москве - музеи пива, чая, шоколада.
Иногда кажется, что сегодня музеем называют любую, даже пустячную коллекцию, выстроенную по ассоциативному принципу. Понятие музея размывается, теряет связь с просвещением. И дело не в том, что музеи уходят от академизма - он ведь не всегда уместен.
Дело в том, что музеи иногда забывают о необходимости иметь кредо. По идее некий культурный посыл должен быть у любой выставки, не говоря уже о постоянной экспозиции. Директор Государственной Третьяковской галереи Ирина Лебедева сравнивает музей с айсбергом: его видимая часть всегда меньше подводной - концептуальной.

Роман, осложненный недоумением
Но, как бы там ни было, в Москве люди идут в музеи, музеи идут к людям. Но эту взаимную любовь омрачает одно обстоятельство.
Как подмечает Ирина Лебедева, порой музейщики сталкиваются с тем, что посетители не понимают, “что такое музей вообще и каков характер его деятельности”. Причем среди таких неискушенных посетителей немало людей среднего возраста и пожилых.
Тут вспоминается старый анекдот о супругах, рассматривающих в Лувре “Мону Лизу”. “И ради этого ты меня сюда притащила? У нас в спальне висит точно такая же картина”, - говорит муж. “И в более дорогой рамке”, - вторит жена. Как быть с такими посетителями, пришедшими в музей из лучших побуждений, но не готовых к восприятию его ценностей? Михаил Пиотровский убежден, что “нельзя полностью потакать посетителю и преувеличивать, например, простоту искусства”. Есть люди, которые пришли в музей случайно, и для них музей должен быть “учителем”, который объясняет смысл произведений, комментирует ценность экспонатов и формирует вкус.
Примеры такого удачного обращения в музейную “веру” приводит Леонид Бажанов, художественный руководитель Государственного центра современного искусства. Нередко пожилые люди, далекие от искусства, идя по делам, по пути заглядывают в музей. Со временем они приходят в музей все чаще и чаще. Такая же ситуация и со школьниками. Любимая аудитория Эрмитажа - также молодежь и пожилые люди.
Михаил Пиотровский комментирует: “Мы живем в виртуальном мире. Музеи - почти единственное, что осталось подлинным, реальным. Заставить человека думать могут учреждения с подлинными вещами”. Другими словами, музеи могут скорректировать представление о том или ином событии в жизни страны там, где историки порой дают волю “полету” интерпретаций.

Виртуальная экспансия
Мультимедийное “хождение в народ” помогает музеям привлечь все новых посетителей. “Аудиторию, знакомящуюся с нами через Интернет, мы уже считаем музейной аудиторией”, - говорит Аннэта Сундиева.
В России виртуальный космос первыми уверенно осваивали, к примеру, Эрмитаж и Русский музей. Как подчеркивал в начале XXI века глава Русского музея Владимир Гусев, очень важно говорить с молодым посетителем на его языке. По существу, это значит - передавать информацию, в том числе и по самым популярным каналам восприятия.
Такой же концепции придерживаются (как минимум, теоретически) многие российские музеи. Так, в Дарвиновском музее, где традиционная экспозиция полна и академична, зрители могут посмотреть фильмы в формате 3D, послушать аудиоэкскурсы в биологию (от рассказов о древнем земледелии до пения птиц), посмотреть видеоролики - комментарии к экспонатам, поиграть в интерактивные игры. Многие музеи транслируют информацию на мобильные телефоны и предлагают виртуальные экскурсии.
По сути, идет необратимый процесс: благодаря освоению музеями виртуального “макрокосма” количество виртуальных гостей крупнейших западных музеев уже обогнало число их реальных посетителей, говорит заведующий Лабораторией музейного проектирования Российского института культурологии Алексей Лебедев.
И в России этот перелом тоже не за горами. По мнению Лебедева, постепенно складывается ситуация экспозиционного равноправия материальных и виртуальных объектов.
Однако нужно понимать, что полного совпадения между подлинником и воспроизведением быть не может. Интернет-музей - подспорье реальному музею. Но статусы у них все же разные. Да и особая атмосфера настоящего музея не передается через компьютер. Музей - все же не склад, а организм, подчеркивает Михаил Пиотровский.
Интернет-встречу с искусством можно считать лишь прелюдией к “очной” встрече, “курсом молодого бойца”. Такая арт-подготовка необходима, но при этом недостаточна. Она ни в коем случае не заменит прикосновения к подлинникам.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Ноябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Ноябрь 2018 (104)
Октябрь 2018 (169)
Сентябрь 2018 (156)
Август 2018 (154)
Июль 2018 (178)
Июнь 2018 (171)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение
Fatal error: Call to a member function _destr() on null in /var/www/vhosts/np.kz/public_html/engine/modules/main.php on line 390