ГОРОДА, НАКОНЕЦ, ПОУМНЕЮТ

РАЙОНЫ, КВАРТАЛЫ, СМАРТФОНЫ, МАССИВЫ...

Подробнее >>>
ЛЕЧИТЬ СТАНУТ ЛУЧШЕ

ЧИНОВНИКИ ПООБЕЩАЛИ ПОВЫСИТЬ УРОВЕНЬ МЕДУСЛУГ В РК

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Куда попала Турция? Мир

Алан Байтенов
Анкара продолжает настаивать на том, что ВВС Турции сбили российский Су-24 совершенно законно. Таков тон последнего заявления Тайипа Реджепа Эрдогана, президента Турции. Российская позиция остается также неизменной - Министерство обороны РФ доказывает, что сбитый самолет не нарушал воздушных границ этого государства и это был “удар в спину от пособников террористов”.
Силовой ответ, считают эксперты, исключен. Однако Россия может разорвать все экономические отношения. Турция и Россия связаны ими очень плотно. По состоянию на 2014 год торговый оборот между странами составил около 44 миллиардов долларов США. И к 2023 году он должен был достигнуть 100 миллиардов долларов. Но этого, по всей видимости, не произойдет - Россия способна серьезно осложнить жизнь Турции, прикрыв всего лишь несколько направлений сотрудничества

Турция является одним из крупнейших потребителей российского газа. Если опираться на официальные отчеты - вторым после Германии. К сведению, в 2014 году Газпром поставил около 27 миллиардов кубических метров газа в Турцию. К слову, Анкара в последнее время все чаще вспоминала этот момент, пытаясь оказывать давление на Россию статусом одного из крупнейших потребителей российского голубого топлива.
В то же время такое положение является и слабым местом - альтернатив пока нет. Между тем, считают эксперты, Россия не пойдет на моментальное перекрытие вентиля - Газпрому необходим имидж надежного поставщика. И уже сказано о том, что в ближайшее время поставки газа продолжатся согласно заключенным договоренностям. К тому же эмбарго на поступление топлива в Турцию может вызвать серьезное недовольство со стороны Европы и мировой общественности. И тогда Россия из государства, которое пострадало из-за борьбы с мировым терроризмом, трансформируется в эдакое зло, что ущемляет интересы одного из государств блока НАТО.
А вот со строительством газопровода “Турецкий поток”, который пришел на смену “Южному потоку”, могут начаться сложности. “Турецкий поток” серьезно укреплял позиции Анкары - по замыслу, в Турции должен был располагаться хаб, откуда российский газ распределялся бы по всей Европе. Причем ответственность за подвод “трубы” к границам Турции нес Газпром (примерная стоимость проекта около 14 миллиардов евро). А Европа должна была своими силами выбирать газ с территории Турции. Фактически Анкара получала “газовый вентиль от всей Европы”, при этом практически не тратясь на строительство инфраструктуры газопровода.
Теперь же, по словам Дмитрия Пескова, Газпром вернется к “глубочайшему анализу” целесообразности реализации этого проекта в свете последних событий. И каково будет решение, мы узнаем в ближайшее время. Кстати, от него также очень сильно зависит и Греция - продолжение “Турецкого потока” в этом государстве планировала взять на себя Россия. Уже даже была определена стоимость - около двух миллиардов евро в качестве долгосрочного кредита.
Еще один значимый проект для Турции, реализация которого также может быть пересмотрена, - строительство АЭС “Аккую”. Она должна располагаться на южном берегу Турции и строится по проекту Росатома. Всего АЭС включает в себя 4 блока общей мощностью 4800 МВт. Завершить проект планировали к 2023 году, приурочив запуск к 100-летию Турецкой Республики. Уникальность проекта заключалась и в том, что “Аккую” реализовывается по схеме ВОО (build-own-operate, “строй-владей-эксплуатируй”). Это означает, что фактически хозяином станции оставалась российская сторона. В числе обязанностей кроме строительства и эксплуатации также и “вывод из строя” после отработки срока службы. “Аккую” называют самым масштабным проектом Росатома - стоимость проекта оценивается в 22 миллиарда долларов. Со временем планировалось передать турецкой стороне до 49 процентов акций. На сегодняшний день Россия уже вложила около трех миллиардов долларов в проект.
Кстати, когда впервые Минобороны Турции сообщило о нарушении воздушных границ государства (это было в октябре 2015 года), президент Эрдоган был крайне возмущен и даже пригрозил отказаться от поставок газа, а также “досрочно” завершить реализацию проекта АЭС “Аккую”. Однако эксперты считают, что это в принципе не возможно, так как АЭС “Аккую” - это половина проекта по обеспечению энергонезависимости и снижению затрат на приобретение электроэнергии Турцией. Вторая часть проекта за Японией - они строят АЭС в провинции Синоп. Эти станции должны перекрыть до 10 процентов потребностей Турции в электроэнергии.
Реальные рычаги давления есть и в сфере торговли. В 2014 году товарооборот России и Турции составил более 31 миллиарда долларов США. А с учетом экспорта и импорта услуг - 44 миллиарда. Кстати, этот показатель должны были поднять до 100 миллиардов к 2023 году - об этом в начале года заявлял сам господин Эрдоган. И тогда это не казалось недостижимой целью. “На фоне разлада между Россией и Западом не присоединившаяся к санкциям Турция позиционировала себя как особо перспективный экономический партнер”, - комментирует ситуацию портал РБК. В целом Россия для Турции - главный экспортер по показателям 2014 года.
Что будет с этим проектом в ближайшем будущем, не известно. Однако то, что они жизненно важны в первую очередь для Турции, сомнений нет.     
Еще одно направление сотрудничества России и Турции - туризм. По оценкам специалистов, Турция может потерять до 3,3 миллиарда долларов в год, если Россия запретит полеты в страну своим гражданам. И первый удар по туристическому кластеру уже нанесен - МИД РФ выступил с официальным сообщением, в котором не рекомендует посещать эту страну, где “нарастают террористические угрозы”. Поддержали решение и некоторые туроператоры, которые объявили о приостановке продаж туров.
В целом доходы туристической отрасли Турции выглядят так. В течение 2014-го, по данным Министерства культуры и туризма Турции, страна заработала на туризме более 27 миллиардов долларов. Всего прибыло около 38 миллионов иностранцев. При этом “российская” доля - 12 процентов. А это, повторимся, примерно 3,3 миллиарда долларов.
О том, что российский турист очень важен для Турции, говорит и такой факт: все мы помним, что в конце 2014-го - начале 2015 года Турция выступала с предложением о дотировании авиаперевозок из РФ. Это было сделано на фоне спада интереса к турецким пляжам - так, по состоянию на сентябрь 2015 года Турцию посетили всего 3,3 миллиона россиян. Для сравнения приводится статистика за этот же период 2014 года - 4,1 миллиона туристов.
В целом это даже полезно. Есть вероятность, что Россия сможет предложить альтернативу в виде курортов Краснодарского края и даже Крыма. Да, необходимы затраты на развитие инфраструктуры, однако этот вариант выглядит вполне перспективным, так как решит в том числе и вопрос с туристической привлекательностью государства. Причем не исключено, что условия для отдыха организуют по той же модели. Вполне вероятно, даже с привлечением того же турецкого менеджмента.
В этих цифрах также “вшиты” показатели по экспорту минеральных ресурсов в Турцию. Вообще импорт из Турции, информация только по товарам с открытым кодом, по состоянию на 2014 год составил около четырех миллиардов долларов США. “Основными статьями турецкого экспорта в Россию остаются фрукты и орехи, экспорт которых в 2014 году составил 813 миллионов долларов. Турция также поставляет много овощей - почти на 600 миллионов долларов. На втором и третьем местах в структуре экспорта в РФ средства наземного транспорта - 745 миллионов долларов, промышленное оборудование - 743 миллиона долларов. Около 500 миллионов долларов уходит на турецкую одежду и еще на 191 миллион долларов Россия закупает трикотажных полотен. Плюс турецкую пластмассу и изделия из нее, а также электрическое оборудование и звукозаписывающую аппаратуру в районе 300-400 миллионов долларов по каждой статье”, - подсчитали эксперты.
Тем самым, если Россия закроет свой рынок для турецкой продукции, турецкая сторона может потерять около четырех миллиардов долларов в год. И это еще без перспектив роста. К тому же, по оценкам специалистов, около 22 процентов всего экспорта агропромышленного комплекса приходится именно на Россию.
Просядет и бизнес, который работает на “выезд”. К примеру, строительный. По информации Financial Times, за последние 25 лет строительные компании получили заказов в России примерно на 50 миллиардов долларов.
В сфере недвижимости интересен другой момент - недвижимость на территории Турции, что принадлежит российским гражданам. Как известно, это одно из популярных направлений вложения средств. Наиболее популярны - Анталья, Кемер, Белек, Сиде и Алания, расположенные на средиземноморском побережье. Что может предпринять Россия? Ввести налог на недвижимость, находящуюся за рубежом. Средняя цена на популярные турецкие апартаменты в районе 130-150 тысяч евро. И введенный ежегодный налог на “зарубежную роскошь” в размере 10-15 процентов от рыночной стоимости недвижимости может заставить задуматься собственника. Это спровоцирует обвал турецкого рынка недвижимости - в момент сотни, даже тысячи квартир и коттеджей будут выставлены на продажу. И длительная стагнация всей строительной отрали Анатолийского побережья обеспечена. Вполне возможно, подобный налог может быть введен и на счета российских граждан на территории Турции.

Еще один шаг
В октябре турецкий МИД пригласил на беседу посла России. Тогда Анкара просила воздержаться от снабжения оружием и припасами курдов. Как сообщают официальные источники, причем не менее официально, - “договоренности были достигнуты”. Но, учитывая нынешнюю ситуацию, Россия вполне может предпринять конкретные меры по вооружению сирийских курдов, которые также борются с терроризмом в лице организации “Исламское государство”. В целом тема поддержки курдов всегда была “чувствительна” для Турции. Курды, наверное, самый многочисленный народ без своего государства. По оценкам специалистов, их около 40 миллионов. И только 20 миллионов проживают в юго-восточных районах Турции. Что является почти пятой частью всего населения Турции. Естественно, главная национальная идея курдов - пусть и не собственное государство, но хотя бы автономия.
К тому же конфликт турецких курдов с турками уходит корнями далеко в историю. И сегодня проявляется в открытом противостоянии Рабочей партии Курдистана (РПК) и официальной Анкары. К слову, десятки тысяч боевиков РПК признаны террористической организацией в Евросоюзе, США и странах НАТО. Но не в России.
История турецко-курдского конфликта заслуживает отдельного исследования. И в ближайшее время мы посвятим этому отдельную публикацию. Ну а пока лишь упомянем, что российские политики, в частности Владимир Жириновский, настоятельно рекомендуют правительству России расширить военную поддержку курдов: “Мы можем принять ответные меры, например, усилить поддержку сирийских и турецких курдов. Турция от этого только проиграет”. Тем самым создать напряженность как на территории Турции, так в непосредственной близости от границ. К тому же сегодня курды являются одной из основных сил сдерживания ИГ на своей территории. Это, мол, и есть отличный повод сделать все официально.
И тогда потери, в том числе и в сфере туризма, вырастут многократно. К 12 процентам отсутствующих российских туристов добавятся условно еще 88 со всего мира. Кто захочет проводить отпуск в стране, где идут бои? Тем более вкладывать средства.
Кстати, готовность воевать за интересы России есть. Вот что говорится в недавно распространенном сообщении: “Дорогая Россия, мы, курды, будем рады мстить за ваших пилотов. Просто дайте нам ПЗРК, мы сделаем хорошую бесполетную зону Эрдогану...”.
По данным из открытых источников, армия курдских ополченцев составляет около 200 тысяч человек.

 

    
Как был сбит российский
самолет?
Вчера турецкие СМИ вышли с публикациями, в которых полностью оправдывали действия военных. А еще была обнародована запись обращения к российскому Су-24 - мол, предупреждали о том, что самолет нарушил воздушные границы: “Это турецкие ВВС, говорит дежурный. Вы приближаетесь к турецкому воздушному пространству, немедленно смените курс на юг”. Однако выживший штурман Су-24 Константин Мурахтин сообщил, что никто ни о чем не предупреждал. Да и этот район летчики знали очень хорошо и просто не могли вторгнуться на территорию Турции.
В то же время генштаб Турции утверждает - “самолет срезал выступ турецкой территории, вдававшейся в сирийскую к юго-востоку от Яйладагы”. И, мол, примерно на 17 секунд оказался на территории Турции. Даже если это и так - можно ли за это время идентифицировать цель, поднять два истребителя F-16 и поразить цель? Конечно же, нет. Вывод один - самолет ждали.
Впрочем, есть вопросы и к российским ВКС. Как все же удалось сбить Су-24 - почему, к примеру, не сработала широко разрекламированная система подавления сигналов, что препятствует точному наведению? И почему бомбардировщик шел один и без прикрытия? На некоторые вопросы есть официальные ответы. Разведка, оказывается, не обнаружила зенитных комплексов у боевиков “Исламского государства”. А угроза со стороны Турции, по понятным причинам, не рассматривалась. Теперь же принято решение направить еще 12 самолетов (предположительно Су-30СМ) для организации поддержки воздухе тем 24 Су-24, что “работают” в Сирии. Отношение изменилось - Турция рассматривается не как надежный экономический партнер, а как “пособник террористов”. Примерно так охарактеризовал ВВС и власти Турции Владимир Путин, выступая с официальным сообщением относительно сбитого Су-24.
Время романтических отношений Турции и России прошло. Знало ли правительство Турции, чем может обернуться подобный конфликт? Думаем, да. Почему тогда пошли на такой шаг? По всей видимости, члену НАТО и потенциальному кандидату на вступление в Европейский союз сделали предложение, от которого невозможно было отказаться.
Какова логика тех, кто делал это “предложение”? Мол, как долго российский гражданин сможет отказываться от привычной жизни - ездить на курорты Антальи, носить турецкий текстиль и употреблять турецкие сладости? Какое-то время - да. А потом придет озлобление на существующий курс и политику родного государства. Что, в конце концов, негативно скажется на политическом имидже главы России. Что, возможно, и требовалось.
Можно предположить, что поссорить Россию и Турцию планировали давно - слишком близки стали страны за последние 25 лет. А тут как раз военный самолет без прикрытия как отличный повод разрушить, по мнению некоторых, далеко зашедшее партнерство.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Июль 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Июль 2018 (101)
Июнь 2018 (171)
Май 2018 (144)
Апрель 2018 (154)
Март 2018 (137)
Февраль 2018 (164)

Голосование
Будете ли Вы оформлять подписку на сайт, если сайт станет платным


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение
Fatal error: Call to a member function _destr() on null in /var/www/vhosts/np.kz/public_html/engine/modules/main.php on line 390