СПОРТИВНЫЕ СЮРПРИЗЫ

НОВАЯ ЗВЕЗДА КАЗАХСТАНСКОГО ТЕННИСА

Подробнее >>>
«БЕТХОВЕН – БЕССМЕРТИЕ – ЛЮБОВЬ»

МИРОВАЯ ПРЕМЬЕРА БАЛЕТА В «АСТАНА ОПЕРА»

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Чужие “маневры” Мир

Мадина Меирманова
Минск, торгуясь с Москвой за нефтяные контракты, пытается привлечь к дискуссии еще и Казахстан. Однако в нашей стране предпочитают дистанцироваться от разборок союзных стран

И Россия, и Беларусь пытаются отстоять собственные интересы в двухсторонней торговой политике. Камнем столкновения послужила нефть, которая до недавнего времени питала белорусские НПЗ.
Дело в том, что два нефтеперерабатывающих завода Беларуси, деятельность которых обеспечивает значительную долю ВВП страны, “заточены” на российскую нефть. Многие годы Россия не только поставляла на эти НПЗ нефть беспошлинно, но еще и дотировала Минск на 5-6 миллиардов долларов. (К слову, попутно российские нефтепродукты в обход уплаты вывозных пошлин в российский бюджет переоформляли в Беларуси и под видом растворителей и смазок экспортировали в Евросоюз.) В среднем переток нефти ежегодно составлял 23-24 миллиона тонн. Из них шесть миллионов предназначаются для внутренних нужд, остальное - переработанные нефтепродукты на рынок стран ЕС. Доход от этих поставок - треть от всего белорусского экспорта. И, разумеется, они играют огромную роль для доходной части бюджета.
Проблемы начались, когда Россия провела так называемый налоговый маневр.
Дело в том, что Москва снизила экспортные пошлины на нефть до нуля, а налог на добычу полезных ископаемых увеличила. То есть возросла сама стоимость нефти.
Минск поднял вопрос о компенсации налогового маневра, то есть выплаты отрицательного акциза на белорусские НПЗ, как предусмотрено российским законодательством для российских НПЗ. Тогда встал еще один вопрос. Российские перевозчики, поставляющие российскую нефть на белорусские нефтеперерабатывающие заводы, рассчитывают цену поставок как рыночную цену плюс 10 долларов. Минск не устраивает такое подорожание, и он просил Москву снизить стоимость контрактной цены самой нефти на те самые 10 долларов.
Собственно, отсутствие договоренностей и стало причиной того, что Беларусь заявила, что готова искать поставщиков нефти для своих НПЗ на других направлениях. Мол, не хотите “дружить странами”, мы будем искать друзей на стороне.
Диверсифицировать импорт нефти Беларусь пыталась и раньше. Десятилетие назад, во время очередной “нефтяной войны” с Россией, Минск уже закупал сырье из Венесуэлы, позже были поставки из Азербайджана, Ирана и Казахстана. Но Минск был вынужден признать дороговизну таких поставок по сравнению с российской нефтью. Сейчас сделали попытку посмотреть на Европу: первая партия нефти из Норвегии 26 января прибыла для переработки на предприятии “Нафтан”. Как сообщило агентство БелТА, речь идет о 59 цистернах, в которых находится примерно 3,5 тысячи тонн нефти. Всего Беларусь в тестовом режиме закупила в Норвегии 86 тысяч тонн североморской нефти сорта Johan Sverdrup, которые, как ожидается, полностью поставят на завод в течение двух недель. Этот сорт нефти уже называют конкурентом российского Urals по качеству.
В декабре президент Беларуси Александр Лукашенко сообщал, что переговоры о поставках ведутся также с ОАЭ, Саудовской Аравией и США.
Но если цена у этих поставщиков адекватна российской, то остро стоит вопрос о затратах на транспортировку. Например, расходы на транспортировку железной дорогой норвежской нефти составляют примерно 20 долларов за тонну - в два раза дороже, чем премия российским компаниям, из-за которой якобы не могут договориться Минск и Москва.
Параллельно с дальним зарубежьем Минск пытается найти союзников и в ЕАЭС.
“Надо идти к тому, что 30-40 процентов нефти мы будем покупать в Российской Федерации. Процентов 30 мы должны с Балтики завозить и процентов 30 - через Украину. Проверенный уже путь. Возможно, Казахстан сможет поставить нам нефть, если Россия согласится с этим. Странно: наш союзник не дает согласия на поставку нефти от нашего другого союзника. Что ж, такая ситуация сейчас по поставкам нефти, и мы должны в этом разобраться”, - заявил недавно Лукашенко.
Казахстан, в принципе, не против экспорта своей нефти Минску. Однако вопрос переговоров о транспортировке Нур-Султан полностью оставил беларусской стороне. “Нет, мы с российской стороной переговоров не вели, потому что транспортировка нефти в республику Беларусь через систему “Дружба” была инициативой Беларуси. Поэтому считаем, что этот вопрос должен решаться между Беларусью и Россией”, - сообщил на днях вице-министр энергетики РК Мурат Журебеков.
Вместе с тем Журебеков рассказал, что поставки могут быть разными способами: как по системе “Дружба”, так и “Атырау - Самара” или железнодорожные. Но опять же - если Минску удастся выторговать транзит у Москвы.
В любом случае Казахстан занял выжидательную позицию.

Нур-Султан

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Наши награды    

Календарь
«    Февраль 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
242526272829 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Февраль 2020 (112)
Январь 2020 (135)
Декабрь 2019 (134)
Ноябрь 2019 (148)
Октябрь 2019 (161)
Сентябрь 2019 (130)

Голосование
Будете ли Вы оформлять подписку на сайт, если сайт станет платным


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение
Fatal error: Call to a member function _destr() on null in /var/www/vhosts/np.kz/public_html/engine/modules/main.php on line 390