ПОКОЛЕНИЕ NEET

НЕ УЧИТСЯ, НЕ РАБОТАЕТ И НЕ ТРЕНИРУЕТСЯ

Подробнее >>>
ЛОГИСТИКА – ЛОГИКА ДЕЙСТВИЙ

МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ В CASPIAN UNIVERSITY

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Золото, женщина и афганская земля Мир

Ботагоз Сейдахметова
В первую неделю сентября по инициативе Фонда Александра Князева и алматинского Института политических решений на Иссык-Куле была проведена Международная конференция на тему: “Центральная Азия в постсоветской интеграции”. В конференции приняли участие эксперты из России, Казахстана, Таджикистана, Кыргызстана, Италии и Германии. Обстановка была замечательной, полуформальной и дружеской, так что позволила узнать и услышать больше, чем это бывает на подобных мероприятиях.
Большинство моих новых знакомых оказались людьми удивительными. Один из них - профессор кафедры востоковедения Новосибирского государственного университета доктор исторических наук Владимир Пластун

Мне повезло провести время на киргизском море в спорах в обществе известного российского востоковеда Владимира Пластуна. Конечно, мы много говорили об Афганистане и Центральной Азии, ведь профессор пробыл в Афганистане более десяти лет, служил при советском посольстве в Кабуле, работал в других странах Ближнего Востока. Владеет языками дари и фарси.
По словам профессора, в части самоидентификации, на вопрос: кто ты, пуштуны вам ответят «я - афганец», а все остальные назовут свою национальность  таджик,  узбек… При этом, российский ученый считает, что афганцы до сих пор живут по принципу трех «З»: зан, зар и замин. В переводе с пушту  золото, женщина, земля.
 “Афганцы просто живут-существуют. У них свое место под солнцем. Думаю, что все исследователи спотыкаются именно на этом: говорят об Афганистане, а надо - об афганцах как о народе”, - считает востоковед.
- Владимир Никитович, почему Афганистан на протяжении многих десятков лет остается плацдармом для военных игр крупных держав?
- Плацдармом становится Афганистан потому, что всегда был расположен на перекрестке, где сталкивались интересы всех европейских держав и личностей. Таких как Александр Македонский, Наполеон Бонапарт (не дошедший до Афганистана), Германия, Россия, Великобритания. Искали путь в Индию, где “алмазы в каменных пещерах”, и им никак не обойти было Афганистан.
Наибольшую привлекательность эта страна приобрела на почве поисков путей к углеводородному топливу. Это прекрасный плацдарм для контроля Центральной Азии, Персидского залива, Ирана, Ирака. И одновременно - для подстраховки (после развала СССР) от Китая. Сложный узел и в центре - Афганистан.
- Как востоковед, Вы хорошо знаете регион Афганистана, Ирана, Средней Азии изнутри. Знакомы с менталитетом народа, на котором спотыкались и спотыкаются многие завоеватели региона. Хочу поделиться собственными наблюдениями. У меня сложилось стойкое представление, что оседлых азиатов-мусульман отличает от европейцев-протестантов то, что азиаты легко и смиренно принимают свой социальный статус. В то время как европейцы больше индивидуалисты. Потому Запад быстрее эволюционирует, в то время как азиатское общество все еще имеет почти феодальное классовое разделение - очень богатых и потомственных, вечных бедняков, которые выживают за счет крестьянской хитрости.
- Известный эзотерик Георгий Гурджиев говорил: “Европейское образование заключается в осмыслении объекта наблюдения, в то время как азиаты получают информацию с помощью чувств или даже инстинктов”. Я с ним согласен.
Мы живем в эпоху техногенной цивилизации, что предполагает именно (как вы верно заметили) индивидуализм в европейском обществе. Техногенная цивилизация создала такие научные достижения, влияние силы которых становится неподвластным человеку. Она пришла на смену традиционному обществу, связанному с определенными корпорациями, кланами, семействами, сословиями, и сегодня главной целью деятельности человека является преобразование окружающего мира в соответствии со своими потребностями. При этом мировое сообщество столкнулось с возможной опасностью нарушения целостности и гармонии в природе.
В традиционных обществах человек действовал по принципу: вначале нравственность, потом - знание. Сейчас нравственность в большинстве случаев ставится человеком на второе место после знания. Такой подход наиболее характерен для социально-экономических и политических систем развитых стран Запада и США, что уже влечет за собой непредсказуемые последствия в областях внедрения новейших биотехнологий, клонирования, генетической инженерии.
Протесты мусульманского мира против расширяющегося и навязанного индустриально-развитыми, богатыми странами процесса глобализации вызваны именно тем, что за этим процессом стоит стремление объединить все человечество на основе техногенной цивилизации. Ее создание потребовало затраты огромных средств и их могли предоставить богатые страны, добившиеся для себя безбедной жизни. По подсчетам исследователей, на таком уровне могут жить около одного миллиарда человек, а по прогнозам, в 2020 году на Земле ожидается увеличение населения до 10 миллиардов. Следовательно, 90 процентов жителей планеты будут жить в худших условиях и к тому же обеспечивать остальной мир ресурсами. В США проживает 5 процентов населения Земли, которые потребляют около 45 процентов энергии всего мира и одновременно (вместе со своими транснациональными корпорациями) выдают 2/3 загрязняющих землю и атмосферу отходов.
Если все население планеты перейдет на уровень потребления среднего жителя США, то энергоресурсов нам хватит лет на 15.
Безудержная жажда наживы и обогащения, характерная для европейцев (и частично - для евроазиатов), затмевает глаза и растлевает души (у кого они есть). Вообще, я считаю европейское общество бездуховным, а христианскую (особенно католическую религию) - издевательской пародией на святое. Недавнее выступление Папы Римского с признанием преступлений католических священников в части педофилии - просто лишнее доказательство тому. Вспоминаю еще один достаточно красноречивый факт: в годы вьетнамской войны один американский кардинал призывал правительство США сбросить на “красных” вьетнамцев атомную бомбу, дабы уничтожить коммунизм. Разве можно назвать такого “священника” духовным пастырем? А где же Христово “не убий”?
В этом смысле (и даже больше) я понимаю и принимаю исламские каноны, поскольку ислам, как известно, религия ортопраксическая, а не ортодоксальная. Ортодоксы - болтуны и приспособленцы, а мусульмане - пожизненные практики, и поэтому ислам - не просто религия, а образ жизни.
Вы говорите об “оседлых мусульманах”, которые “смиренно принимают свой социальный статус”. Ваше замечание верное. Но должен заметить, что при этом необходимо различать ислам казахов, ислам чеченцев, татар, афганцев (пуштунов), иранцев и т. д. Если бы понятие ислама было одинаковым для всех, то уже давно существовала бы единая “исламская нация”, о чем мечтали лидеры ислама.
Существуют ведь и “горные” мусульмане. В том же исламском Афганистане среди горных афганцев решения принимаются на племенной джирге, утверждаются ханом (вождем), а только потом “освящаются” муллой. Так что мусульманское духовенство не везде и не всегда играет решающую роль.
Далее, не надо забывать о существовании различных направлений (течений, сект, школ) в исламе.
alt
Путь к индийским алмазам всегда лежал через Афганистан
- А какой ислам у афганцев?

- У афганцев (пуштунов), как уже упоминалось, свой взгляд на роль исламской религии, и зависит он от ситуации, сложившейся в стране на данный момент. Пуштуны соблюдают “пуштунвали” (“кодекс чести”). Их своеобразный уклад жизни, их духовные, нравственно-этнические ценности основаны на обычном праве (адат) многими доисламскими верованиями. Нормы и установления ислама добавились к ним впоследствии.
Пуштуны (сунниты) считают себя мусульманами со времени зарождения ислама и выделяют себя по сравнению с другими этносами и народностями в Афганистане. Изучение элементов национальной психологии пуштунов показывает, что пуштунвали нередко контрастирует с тем, что записано в Коране и хадисах. Поэтому про пуштуна нередко говорят, что он частично опирается на Коран, частично - на пуштунвали.
“Кодекс чести” требует, чтобы каждый член общества не только говорил, но и “делал пушту”, то есть чтобы он был воплощением всей совокупности моральных, ценностных представлений пуштунвали. Афганцу предписано самоотверженно защищать свою родину, предоставлять убежище и защиту всем, независимо от их веры и социального статуса, оказывать гостеприимство каждому, даже своему смертельному врагу, обеспечивать помощь, защиту и покровительство своим сородичам и соплеменникам в экстремальных ситуациях, почитать старших, отвечать добром на добро и злом на зло. Пуштунвали - предмет особой национальной гордости, а также и священная обязанность пуштунов. Право толковать пуштунвали и определять его применение в каждом конкретном случае принадлежит племенным авторитетам - знатокам норм обычного права, но не мусульманским авторитетам.
Возникновение разных течений в исламе связано в первую очередь с психологическими различиями в менталитете народов (народностей, наций). Эти различия определяются природой места проживания (здесь я согласен с Канатом Базарбаевичем Берентаевым - “ландшафтником”, выступавшим на нашей конференции). Человек не определяет поведение, его определяет природа, которая заставляет его приспосабливаться к ней, а не ломать ее. Европейцы идут по пути “ломки” и ввергают себя (и весь мир!) в крайне опасные ситуации. Мусульмане - мудрее, но не в силах противостоять западным технологиям, прибегают к террору.
- Вам не кажется, что непонимание менталитета - это коренная проблема, на которой основано противостояние Запада и Востока?
В частности, по ядерному вопросу Ирана. Или пресловутому еврейскому лобби в американском конгрессе, а также другим силам (например, Москве) выгоден такой “перманентный узел напряжения” в регионе Центральной Азии и Ближнего Востока? То бишь никто из завоевателей изначально и не стремился понять и, если хотите, полюбить страну и народ?
- Если говорить о противостоянии по ядерному вопросу Ирана, то здесь в первую очередь присутствует стремление США “замкнуть” южную дугу, подпирающую нефте- и газоносные районы ЦА. Иран для Штатов - бельмо на глазу. Все: с запада Турция - член НАТО, с юга Ирак и ОАЭ, с востока Афганистан - под контролем США. Неподконтрольны только страны Центральной Азии и Иран. Но со странами ЦА, с одной стороны, можно договориться, а с другой - они вовремя вступили в ШОС. А с Китаем и Россией - основой ШОС - американцам ссориться не с руки. Так что против Ирана надо искать другие способы. Ищут...
Что же касается “почти феодального классового разделения” в азиатском обществе, так оно существовало всегда. И до ислама. Здесь корни нужно искать в способе хозяйствования, которое опять-таки зависит от природных условий, формирующих психологию. Ислам там пришелся как нельзя кстати. Философ В.Соловьева говорит: “Мусульманство требует от верующего не бесконечного совершенствования, а только акта безусловной преданности Богу... Ислам не говорит людям: будьте совершенны, как Отец ваш небесный, то есть совершенны во всем; он требует от них только общего подчинения себя Богу и соблюдения в своей натуральной жизни тех внешних пределов, которые установлены божественными заповедями. Религия остается только неизменной основой и неподвижной рамкой человеческого существования, а не его внутренним содержанием, смыслом и целью”.
- Последние события в Раштском районе Таджикистана в российских СМИ оценены как появление “новой горячей точки”. Возможно, что близкое соседство с Афганистаном, прозрачные границы и наркотрафик на самом деле создают проблемы не только для государств Центральной Азии? И Узбекистан недаром укрепляет свои границы?
- Командующий ВДВ России генерал Шаманов в июле 2010 года в интервью сказал следующее: “То, что США и их союзники никогда не выиграют войну в Афганистане и Ираке, было известно давно. Я писал об этом еще лет пять назад в одной своей записке. Но для американцев и их союзников этот факт не будет сопровождаться “вьетнамским синдромом”, как это считают некоторые специалисты.
Это будет просто констатация факта безуспешных военных кампаний на Ближнем Востоке. Другое дело, что после ухода оттуда войск США и их союзников в регионе произойдет определенное “размагничивание”, которое будет связано с изменением глобального и регионального баланса сил. В этой связи, по моему мнению, следует в дальнейшем быть готовыми к заметному осложнению ситуации в Средней Азии и на Кавказе.
Вот так. Именно Таджикистан. А причины вы сами указали в вопросе. К тому же афганским пуштунам надоели афганские таджики, которые вместе с американцами воевали против талибов (пуштунов) и ныне пытаются командовать в Кабуле.
Кому выгодно? России “перманентный узел напряжения” выгоден, может, лишь с той точки зрения, что он отвлекает силы США и НАТО от России и СНГ, но абсолютно не выгоден с позиций ШОС, которая предпочитает экономическую экспансию, а не применение военной силы.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Сентябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2018 (117)
Август 2018 (154)
Июль 2018 (178)
Июнь 2018 (171)
Май 2018 (144)
Апрель 2018 (154)

Голосование
Будете ли Вы оформлять подписку на сайт, если сайт станет платным


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение
Fatal error: Call to a member function _destr() on null in /var/www/vhosts/np.kz/public_html/engine/modules/main.php on line 390