ЭЛЕКТРИЧЕСТВО ДОРОЖАЕТ

“КАРТА” ЗОН ПОВЫШЕННЫХ ТАРИФОВ И ДОЛГОВ

Подробнее >>>
ГДЕ ТОНКО, ТАМ ВИРУС

НЕПРОСТОЙ ТЕСТ ДЛЯ КАЗАХСТАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Запах полыни Культура

Мира Мустафина
Пространная экспозиция произведений современного изобразительного искусства Казахстана в столичном арт-центре “Куланши” оказалась шкатулкой с сюрпризом. Под эгидой популярного арт-центра казахстанским любителям искусства были показаны работы, которые уже побывали в Нью-Йорке и Берлине

“Запах полыни” - так называется кочующая выставка, придуманная директором арт-центра “Куланши” Лейлой Махат. До этого данная экспозиция была представлена в секретариате ООН в Нью-Йорке и центре современного искусства в Берлине.
Идея проекта возникла два года назад. Выставка получилась более чем концептуальной и остроумной, что вообще редкость. В качестве молодых предстали уже маститые художники: Лейла Махат, Аскар Есенбаев, Ботагоз Аканаева, Сагынтай Алимбетов, Женис Какенулы, Галым Каржасов, Сержан Баширов.
- Все работы современны и в тематическом, и в стилистическом плане, - говорит куратор проекта Лейла. - Нам удалось удивить искушенную западную публику. “Вы показали разный Казахстан, - слышали мы. - Яркий и сильный по энергетике”.
И, кстати, художница убеждена: нет такого понятия “молодой художник”. Судите сами: у нас границей зрелости для художника считается возраст 35 лет. Однако Рафаэль умер в 37 лет, но язык не поворачивается назвать фреску “Афинская школа” произведением начинающего художника. Пикассо придумал кубизм, когда ему было лет 25. А икону современного искусства “Один и три стула”, положившую начало концептуализму, Джозеф Кошут создал 20-летним. С другой стороны, Илья Кабаков только под сорок стал Кабаковым, которого мы знаем. Так что возраст - это условность. Как и условность то, что ранее художники, участвующие в данной экспозиции, не выставлялись вместе и даже не все были знакомы друг с другом.
alt
Однако, по мнению критиков, их творчество объединяет поиск новых форм, эксперименты с цветом, современная адаптация древних сюжетов. А вот что касается юмора, в данной выставочной подборке произведений современных художников присутствует драйв. А заключается он в более легком отношении и в большей степени свободы.
“Существует у проекта и сверхзадача: выстроить из разноплановых работ не просто гармоничный визуальный ряд, но и постараться передать зрителям запах полыни. Это священное для кочевника растение - символ родины, великой Степи. У выставки действительно удачное название, которое настраивает посетителей на интуитивное, глубокомысленное восприятие произведений”, - говорит Лейла Махат.
К слову, арт-центр “Куланши” - одна из самых ярких столичных галерей, которая оказывает внимание и поддержку современному казахстанскому искусству. Так считают искусствоведы. И, кстати, не без основания.
В шумном и чрезвычайно интересном круговороте современного казахстанского изобразительного искусства галерейщики все больше становятся фигурами знаковыми. Они занимаются непростым делом - популяризацией творчества наших современников. Так что директор “Куланши” Лейла Махат и не скрывает своей цели: любой проект должен быть интересным простым любителям живописи, а не только узкому кругу специалистов. В то же время многие художники, несмотря на известность и высокий профессионализм, нуждаются в помощи кураторов и искусствоведов.
Повторюсь в описаниях деталей экспозиции “Запах полыни”. Это не собрание коллекции, а специально подобранная коллекция, которая должна доказать состоятельность современных художников. Это выставка-учебник, адресованная самой широкой аудитории.
alt
Однако отличительная черта этой выставки в том, что при несхожести почерка все участники экспозиции - профессионалы экстра-класса и сегодня не остывшие к своему не очень модному ремеслу. Может быть, потому и не устают от такого странного, на взгляд обывателя, занятия, как поиски нового языка.
Казалось бы, ну что еще художнику надо: имя давно на слуху, собственный почерк найден, в разные хрестоматии с энциклопедиями тебя включают непременно. Не пора ли застыть в величественной позе классика, чья манера должна быть незыблема, чтобы каждый узнавал ее прямо от входа в зал?
Вовсе не пора. С первых шагов по экспозиции отбрасываешь надоевший здравый смысл и начинаешь вглядываться, вживаться, а если совсем по науке, “вчувствоваться” в развешанные по стенам работам. А ключ к их пониманию запрятан в названии выставки - “Запах полыни”.
Так, полотна Лейлы Махат запоминаются сочной колористикой. Диптих “Степь” выполнен в трех цветовых гаммах: зеленой, синей, а третий тон можно назвать влажно-пасмурным. Ценно другое - когда автор может предложить на суд зрителя некий свод “ума холодных наблюдений и сердца горестных замет”.
А краски на картинах Сагынтая Алимбетова приглушены. Узкие сельские улочки, маленькие домики, над которыми, как на картине “Байтерек”, возвышаются огромные сильные деревья.
Рядом обосновался Галым Каржасов. Его трогательная зарисовка “Навестить”: две старушки сидят на низенькой скамейке у полувросшего в землю дома, а вокруг них почти осязаемые пустота и одиночество. Нет, вроде бы все тут не очень-то всерьез, зарисовка ни к чему не обязывает ни художника, ни зрителей - лишь сугубо добровольный обмен эмоциями по поводу увиденного в окружающем мире и взлелеянного в авторском микрокосме.
Ведь что такое зарисовка, как не смешение житейских впечатлений с фантазиями, выпущенными на волю импульсом из реальности. Подкупает в этом “запротоколированном” художником пространстве тонко найденная пропорция трагизма жизни с грустным юмором, замешанным на самоиронии. И вот что удивительно: выставка заставляет на бегу остановиться посреди шумящей без перерыва столицы, прийти во Дворец мира и согласия, именуемый в народе Пирамидой, забыть о суете и долго рассматривать каждый штрих неторопливых, многодельных и принципиально не пафосных работ.
Украшение экспозиции - миниатюры Сержана Баширова, выполненные из серебра, бронзы и стали и, конечно, замечательные скульптуры Аскара Есенбаева, которые прекрасно демонстрирует синтез искусства классического и авангардного (“Ангел ведет царя”, “Золотой человек”, “Вы - друзья мои”, бюст-портреты “Зарина”, “Вице”, “Виктор”). Природа наделила Аскара магическим мужским очарованием, открытым отношением к людям, благородством и добротой, но при этом острым умом, целеустремленностью, твердой волей и деловой хваткой. Главное же - талантом. Талантом во всем: жить, любить, творить.
Презентация интересного проекта для столичных зрителей не станет завершающим этапом. Наоборот, “Запах полыни” обязательно будет иметь продолжение... К примеру, в Алматы или в других уголках республики.

Астана

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





  • Группа: Гости
  • Регистрация: --
  • Статус:
  • 0 комментариев
  • 0 публикаций
^
Здравствуйте ,

С интересом, Мира Мустафина, прочитал Вашу статью, хотя давно живу на Черном море в Сочи, но учился в одной группе художественного училища им Гоголя в Алма-Ате с Галымом Каржасовым с 1980 года закончив студенческую жизнь потерял с ним связь. В вашей статье он упоминается.
Мира прошу Вас сильно дайте мне, найдите его E. Mail . Очень лично бы с ним хотелось бы переписываться и встретится, он бал в группе старостой.
Шлю горячий ЧЕРНОМОРСКИЙ привет из Сочи, с уважением, Николай Сивенков - член Международной Федерации Художников ЮНЕСКО

E. Mail Sivenkovnik@mail.ru

МОИ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ САЙТЫ В ИНТЕРНЕТЕ
ПРИЯТНОГО ПРОСМОТРА!

My ART WEB 1 http://www.sivenkovnik.artnow.ru
My ART WEB 2 http://www.artmajeur.com/arts/

Спасибо за ответ
  • Нравится
  • 0
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Июль 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Июль 2020 (37)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)
Март 2020 (125)
Февраль 2020 (137)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение