ЭЛЕКТРИЧЕСТВО ДОРОЖАЕТ

“КАРТА” ЗОН ПОВЫШЕННЫХ ТАРИФОВ И ДОЛГОВ

Подробнее >>>
ГДЕ ТОНКО, ТАМ ВИРУС

НЕПРОСТОЙ ТЕСТ ДЛЯ КАЗАХСТАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Арт-обзор Культура

Мир, сотканный из лоскутов
Галерея “Тенгри Умай” представляет юбилейную выставку члена Творческого союза художников России и Международной ассоциации художников Веры Щербаковой “Игры в тряпочки”. Несмотря на несколько легкомысленное название, экспозиция производит впечатление основательностью концепции и виртуозностью мастерства автора. Кто бы мог подумать, что из каких-то лоскутков (продукта отходов производства) можно “выкраивать” серьезные философские идеи, ложащиеся на душу зрителей.
На выставке элемент рассматривания приобретает первостепенное значение, ибо в этом процессе постепенно раскрываются сокровенные мысли художницы, бесконечные секреты мастерства. Хотя можно с сарказмом вопрошать, какие это тайны могут быть в лоскутной технике, которой владели в совершенстве обычные безграмотные крестьянки?! И тут первостепенное значение приобретает не “что” делать, а “как”. Вера довела обычное ремесло до уровня высокого профессионального искусства.
Длинная поперечная полоса, составленная из продольных лоскутов разного цвета, фактуры демонстрирует “дорогу нашей жизни” и в самом деле далеко не однозначную и ценимую нами неповторимостью всякого прожитого этапа. Художница каждую тему обыгрывает, что называется, со всех сторон, где каждая деталь несет предполагаемый автором смысл, а приемы обработки материала создают бесконечные сюжетные и формальные вариации. Она вышла за рамки прикладного назначения пэчворка, наделяя его то свойствами трехмерной композиции (это ее личное ноу-хау), то станковой живописи и графики. Однако не в чистом виде, а остроумно внедряя созвучные ее замыслу компоненты. Так, “Чудо-остров” - объемно-пространственная композиция - стала удачным акцентом в интерьере отеля. А работа “Снег, февраль, Алмаз-Ата” своей предельной лаконичностью довлеет к графическому произведению, обогащенному рукотворностью исполнения.
Здесь прослеживаются и интеллектуальные предпочтения художницы, выявляя парадоксальность сочетания прозаической техники с полетом ее мысли. И здесь лоскут лоскуту рознь. Вера далеко не ограничивается только приемом их подбора друг к другу, как это обычно принято, а насыщает их собственной обработкой. Это машинная и ручная вышивка, элементы коллажа, инкрустация стразами и другими материалами, объемность деталей, окантовка... - неистощимость приемов соответствует многозначности художественных впечатлений. И в этом нет ничего случайного. “Письмам Монтескье” соответствует и соответствующая стилистика исполнения, отсылая нас к галантному веку. “Липовая аллея” - ультрасовременная композиция с дизайнерским решением. Свойственная фольклору яркость и красочность просматривается в работе о рыбах и птицах. Убедительно воспроизводится обнаженность человеческого тела в лоскутной интерпретации произведения Пикассо “Трое на траве”. Работы, безусловно, трудоемкие по исполнению, но при этом явственно ощущается созидательный и позитивный азарт художницы.

Экскурс в историю
В художественном салоне “Онер” представлена выставка художника Есена Садырбаева. Она представлена практически одним жанром - историко-бытовой композицией. Это еще одно свидетельство того, что художник попал в струю общего течения в искусстве республики, наметившегося на рубеже столетий. Комплекс неполноценности, ставший свойственным нашим соотечественникам в советскую пору, когда по принципу умолчания никак не проговаривалось наше историческое прошлое, и послужил поводом для попыток конструирования национальной идентичности.
Есен Садырбаев подходит с основательностью к вопросу реставрации отдельных аспектов истории. В сфере его художественных интересов - история Шелкового пути, развития средневековых городов с их караван-сараями, шумными базарами, национальными празднествами, ритуалами и обрядами. Это реальная жизнь, бурлившая на территории средневековой Алматы, которая по каким-то причинам замерла на какое-то время, чтобы восстать через определенное время в новом качестве.
Для художника важна объективность воссоздания той исторической атмосферы, когда народы, населявшие эти земли и прибывавшие сюда со своими товарами, представляли собой пеструю разноликую этническую картину. Для достижения убедительности автор проделал большую предварительную работу - объездил восточные города Казахстана, Средней Азии, где через объектив фотоаппарата фиксировал редкие теперь уже сцены этнографического быта, “отслеживал” важных для него колоритных персонажей, близких к искомому восточному типажу, отыскивал знаковые детали народного ремесла.
В результате он создал сложные многофигурные композиции с притягательным экзотическим налетом. Ему вполне удается передача типичного южного пейзажа с ощутимым палящим зноем, густым тяжелым маревом, исходящим от нагретого песка, силуэтами восточных храмов, караван-сараев, дувалов, глиняных мазанок... Зритель как бы воочию слышит гул разноголосой толпы, с азартом скупающей или продающей диковинные восточные товары - ковры, пряности и сладости, рукотворную посуду и украшения... Здесь же вездесущая детвора, диалоги умудренных старцев, праздных зевак, силуэты утомленных длительной дорогой животных - коней и верблюдов, известных своей выносливостью осликов. И такой “многонаселенности” картин не мешает и тщательная проработка всевозможных деталей, характеризующих эпоху.
Есен с особым пристрастием изображает лошадей во многих ипостасях, что выдает его генетическую предопределенность. В его трактовке - это и прекрасный скакун в богатом убранстве, с великолепным султаном, венчающим его статную голову. Боевой конь - незаменимый помощник в схватках для своего воинственного хозяина, конь - труженик на джайляу, конь - соавтор охотничьей добычи и конь - победитель национальных скачек. Художник владеет мастерством реалистической передачи любого объекта, ибо постоянно занят задачей трансформирования истории в предметно-осязаемую, достоверную форму. И это у него неплохо получается.
Мария Жумагулова

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Июль 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Июль 2020 (37)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)
Март 2020 (125)
Февраль 2020 (137)

Голосование
Будете ли Вы оформлять подписку на сайт, если сайт станет платным


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение