КВАРТИРНЫЙ КРИТЕРИЙ

СКОЛЬКО НУЖНО ЛЕТ, ЧТОБЫ ЗАРАБОТАТЬ НА КВАРТИРУ

Подробнее >>>
ПО ВОЛНАМ ПАМЯТИ

ВЫСТАВКА НАСЛЕДИЯ ВЕЛИКОГО АБАЯ ИЗ ЛИЧНЫХ ФОНДОВ ЕЛБАСЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Монументальность истории Культура

Айгерим Бейсенбаева
В Казахстане впервые установили памятник народному поэту Касыму Аманжолову. Монумент был установлен в торжественной обстановке 9 сентября в Караганде в честь 100-летнего юбилея со дня рождения поэта.
Памятник был выполнен в бронзе известным скульптором Женисом Молдабаевым


Скульптор Женис Молдабаев, Член союза художников СССР, лауреат премии Ленинского комсомола, рассказал в интервью “НП” подробности своей монументальной работы:
- Женис Кожагулович, как получилось так, что именно Вы воплотили в бронзе образ поэта Касыма Аманжолова?

- В Караганде я работал одиннадцать лет после окончания Московского государственного института имени Сурикова. Это город моей юности и творческого становления. Там установлены мои первые работы.
В этот раз в Караганде прошел конкурс эскизов памятника Касыму Аманжолову, и выиграла моя работа. Вторым этапом стало утверждение фигуры госкомиссией в Астане. Потом модели, эскизы и прочее... Увеличение тоже проходило в Караганде. Именно здесь находится комбинат, занимающийся литьем скульптур - до сих пор почти все работы отливаются там, а когда-то он был один на всю Среднюю Азию.
Место для скульптуры выбрали хорошее - в городском сквере. Вообще, место для памятника подбирается в зависимости от освещения. В этом плане памятник Аманжолову расположен в некотором роде концептуально. Первую половину дня памятник освещен сбоку. Кульминация освещения приходится на полдень. Это мне показалось символичным - ведь Аманжолов при жизни, как любой поэт, не был признан и только спустя многие годы его фигура засияла.
- Сколько времени Вам потребовалось для создания скульптуры? Процесс литья, вероятно, сейчас упрощен современными технологиями?.....
- Сейчас памятники стараются слепить быстро, как пирожки. Самое главное, что времени всегда бывает в обрез. У нас ведь стараются к юбилею и решают все в последний момент, так что и времени толком не остается.
Раньше памятники создавались по 14-15 лет. Сейчас, конечно, технологии литья шагнули далеко вперед, но и времени дается ничтожно мало.
На этот памятник от начала работы и до установки ушло около полугода.
- То есть время поджимало. Насколько при этом заказчики влияют на процесс создания памятника? Или Вам обычно предоставлена полная свобода в воплощении героя?
- Случается, что вмешивается акимат. К сожалению, сейчас конкурс проводится людьми, далекими от мира искусства.
Я представил две работы, и обе произвели впечатление на членов комиссии. Второй эскиз, мне, как автору, приглянулся больше, но акимат настоял на воплощении первого эскиза, и я потом уже в процессе создания понял, что они правы. Первый образ был с легкой грустью. Судьба Касыма Аманжолова была трагичная. Когда он умер, ему было всего 45 лет. Поэт, фронтовик... Решено было сделать памятник с некоторой грустцой.
alt
- Какими чертами великого поэта Вы попытались наделить памятник?

- Сложность изготовления памятника Аманжолову состояла в воссоздании внешности поэта. Я нашел всего один его портрет, общеизвестный, и ориентировался на него.
Сам я вырос в ауле и воспитывался на стихотворениях Аманжолова и других авторов. Знаю его с детства. И давно я, к слову, хотел сделать его памятник. Когда отмечался 90-летний юбилей поэта и устраивали празднества по этому поводу, я привез в Караганду свои эскизы, чтобы поднять вопрос установки памятника. Но тяжелые времена были.
В деле воплощения героев прошлого множество противоречивых моментов. Некоторое время назад возникла потребность в создании памятников национальным героям, таким как Кабанбай, Богенбай, и другим. Полемика не прекращается по сей день. Они ведь жили несколько столетий назад. И фотографий их быть не может. Как восстановить их облик? Каждый здесь ратует за свою идею. К примеру, восстановить образ по описаниям, или по форме черепа. Доля здравого смысла в этом есть.
Опять же имеет значение, где создавался памятник. Если его заказывали в России, то будьте уверены - Тамерлан будет иметь славянские черты. Вот Ленин, к примеру, который стоит в Африке, похож на африканца.
Я тоже не раз сталкивался с этой проблемой. Но я давно уже решил для себя, что помощником в этом деле может стать генетический код. Делали мы однажды памятник Кабан-жырау. Создавали его в трудные времена. Чем руководствовались? Во-первых, устное творчество - жырау звали Каблиса, а Кабан - его прозвище в народе. Уже зацепка, характерная черта. Во-вторых: словесное описание. И последнее: потомки. Вот где знания о генетическом коде могут сослужить добрую службу! Около двадцати потомков есть у жырау, и их сходные черты помогли воссоздать образ этого исторического персонажа.
Что касается образов великих батыров, то некоторое время назад мы подавали заявку в Министерство культуры, чтобы объявили конкурс на воссоздание единого образа этих героев. Чтобы не было разброда в идеях.
Люди ведь не знают, как выглядели их герои, и пока не прочтут табличку, не догадаются, кто перед ними.
- Люди часто спорят потом, похож или не похож, но это ведь уже нюансы восприятия...
- Художники-профессионалы передают характер человека одним мазком, не создавая четкого детального портрета. В этом-то и заключается ценность искусства.
Главное - образ, а не портретное сходство. Знакомого человека мы узнаем со спины, даже без взгляда на лицо.
Кроме того, в монументальной скульптуре есть свои законы. Я делал девятиметровый памятник Ленину, у которого одна рука на 28 сантиметров длиннее другой... Тончайшие вещи для создания образа - закон перспективы.
- Вы были свидетелем советского времени, когда монументальная пропаганда была в самом расцвете. Создание памятников героям советской эпохи было массовым делом. Огромное количество памятников Ленину, Фрунзе...
Сейчас же возникла потребность напомнить казахстанцам о героях прошлого, и поэтому на смену коммунистическим фигурам пришли памятники Абаю, Валиханову, батырам. Получается, что работа скульптора-монументалиста востребована была и тогда и сейчас, в чем же состоит принципиальное различие? И в какое время скульпторам легче жилось и работалось?
- Действительно, тогда памятник был мощным орудием идеологии. И отношение к этому делу было более, чем серьезное. После революции первые декреты были о мире и о земле. И третьим пунктом была монументальная пропаганда. Представьте себе, насколько это было важно! Людям было не до высокого, не время было ходить по музеям, и вот скульптурные композиции героев заменяли им в каком-то плане искусство.
В советское время было всего два вуза по подготовке таких специалистов - в Москве и Ленинграде. Там сохранилась старая школа, бывшая еще до революции. Авторы моего поколения и немного моложе застали ту крепкую художественную школу. Учились мы не меньше десяти лет - и профессионалы выходили высочайшей подготовки.
И памятников тогда требовалось поставить некоторое количество, прямо по списку - вождям, героям... Также объявляли конкурс с осознанием большой ответственности за год, за полтора. Это был положительный момент.
Никто не вмешивался в процесс. Члены комиссии были исключительно профессиональные скульпторы и архитекторы, то есть люди сведущие. Конкурс был единый по всему Союзу, и отбирали лучших. Как ни парадоксально, а работалось нам тогда свободнее.
Ушло советское время, мы получили независимость. И сфера эта претерпела множество изменений. Хотим мы того или нет, а госкомиссия сейчас на семьдесят процентов состоит из чиновников, а художественных специалистов не хватает.
Опять же образование. Сейчас мы стремимся перенять систему Запада, где больше двух лет ничему не обучают. Все пытаются ухватить ускоренно, кто-то обучился, кто-то заплатил - все перемешалось. А нехватка профессиональных кадров уже ощущается. Надеюсь, со временем все встанет на свои места.
Вторая отрицательная черта нашего времени - это острая патологическая нехватка времени. Памятники делают быстро и некачественно. К тому же хромает организация этого процесса. Дошло до того, что конкурс объявляют за две недели до подведения итогов. Что можно успеть за это время? И потом широкой огласки нет. Кому повезло узнать, тот участвует. Все делается тайно, без широкой огласки, в последний момент. Досадный факт.
- Чаще выбор героев для создания памятников диктует заказ. Вам все же удается отливать в бронзе именно то, что хочется...
- Получилось так, что после развала Союза в эту сферу, как и во многие другие, хлынули свобода и китч. Единая творческая организация распалась.
Хоть мы все и состояли в то время в союзах художников, зарплату я нигде не получал, поэтому всегда был свободным художником. Участвовал во всех конкурсах, которые объявлялись, и никто нам, по сути, не указывал, что создавать. Потом настал переломный момент, когда все рухнуло, и я несколько лет вообще не работал. Не хотелось.
Сейчас же есть возможность делать то, что хочется. А выиграл или не выиграл в конкурсе, для меня это принципиального значения не имеет.
Вот сейчас мы находимся в моей мастерской, где 90 процентов эскизов еще не реализовано. Образ жизни у художников такой - есть время, приходишь в мастерскую и делаешь то, что нравится.
- Чей скульптурный образ Вы бы хотели создать в будущем?
- Здесь, в мастерской, мои идеи и замыслы. Хотелось бы осуществить хотя бы сотую часть. Это счастье и несчастье художника - иметь идеи и не иметь возможности и времени их воплотить.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Август 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Август 2020 (24)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)
Март 2020 (125)

Голосование
Будете ли Вы оформлять подписку на сайт, если сайт станет платным


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение