ЭЛЕКТРИЧЕСТВО ДОРОЖАЕТ

“КАРТА” ЗОН ПОВЫШЕННЫХ ТАРИФОВ И ДОЛГОВ

Подробнее >>>
ГДЕ ТОНКО, ТАМ ВИРУС

НЕПРОСТОЙ ТЕСТ ДЛЯ КАЗАХСТАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Море - океан События

 

Марта Рогова

Неделю назад на заседании Высшего Евразийского экономического совета (ВЕЭС) Казахстан выразил желание пересмотреть некоторые, ставшие уже “традиционными”, методы ведения торговой политики отдельными участниками ЕАЭС. Речь о доминирующей роли России в союзе. Впрочем, пока это только слова. РК всегда может сделать дипломатический “шаг назад”, если, разумеется, получит какие-то уступки с российской стороны. Например, подвижку в проекте Каспий-Черное море, о котором разговоры идут уже 13 лет

Два года назад на таком же заседании Евразийского экономического союза Нурсултан Назарбаев озвучил предложение соединить новым судоходным каналом Черное море и Каспий. Это было возвращением к старинной идее построить канал “Евразия”, который должен стать дополнением к Волго-Донскому каналу и открыть Казахстану (а вместе с ним и всей Центральной Азии) морской путь к морям.
Расположение в центре Евразии для Казахстана хотя и выгодно с геополитической точки зрения, но для экономики подобная отдаленность от морей и основных торговых путей не совсем удобна. А потому поиск способов доставки наших товаров до морских портов - одна из ключевых задач.
Собственно, еще в середине прошлого века идея соединить два моря - Каспийское и Черное - судоходным каналом была осуществлена строительством Волго-Донского канала. Через канал почти полвека шли каспийская нефть и нефтепродукты. Но 70-летняя артерия уже просто не справляется с возросшими запросами: грузоспособность Волго-Дона составляет около 12 миллионов тонн в год. Причем по каналу не могут пройти суда большого водоизмещения: ограничена ширина шлюзов, да и сама глубина канала в некоторых местах не превышает 3,5 метра. Из-за популярности маршрута на канале движение, как на дорожной магистрали - с частными заторами и пробками.

 

 

Собственно, для разгрузки Волго-Дона, а также для облегчения передвижения казахстанских судов по территории соседнего государства Казахстан озвучивал неоднократно идею реализовать совместный проект по строительству нового канала.
Дело в том, что сейчас проход под иностранным флагом судам по внутренним водам России запрещен без специального разрешения. И Москва при необходимости всегда может превратить процесс выдачи такого разрешения в непреодолимое препятствие. Реализация же совместного проекта при последующем совместном управлении даст право странам-участницам ходить по каналу под своими флагами.
По сути, Казахстан предложил Москве канал по аналогии с Суэцким и Панамским.
Стоимость проекта оценивали в разные годы по-разному: от пяти до 23 миллиардов долларов. Пропускная способность его должна составить 45-58 миллионов тонн. Причем по каналу, как задумано, должны ходить суда как класса “река-море” (грузоподъемностью от 10 тысяч тонн), так и морские суда до 26 тысяч тонн. Соответственно, и глубина канала будет составлять не менее 10 метров, а ширина шлюзов - 20 и 30 метров. Есть, правда, один нюанс - Азовское море (через него предлагают провести морской путь “Евразии”) неглубокое, и морские суда там просто не пройдут.
Строить “Евразию” (а его длину, в зависимости от проекта, предлагают от 680 до 850 километров) предложили по “естественным” водоемам - соединяя между собой озера и реки. В 2009 году Евразийский банк развития выделил 2,7 миллиона долларов на исследование возможности создания нового воднотранспортного соединения Каспийского моря и Азово-Черноморского бассейна. Но результатов публике не показали.
Однако вопрос строительства хотя и “завис”, но в кулуарах про него помнят и периодически к нему возвращаются. Тем более что заинтересованность в проекте активно проявляет Пекин, который рассматривает “Евразию” как один из маршрутов торговли в рамках собственной программы “Один пояс - один путь”.
И вот почему.
Казахстан уже столкнулся не с самой приятной ситуацией, когда транзит через территорию РФ становится затруднительным. В прошлом году, например, Москва сначала ввела лимитированные объемы транспортировки казахстанского угля в Украину, а затем всеми силами затягивала процесс согласования даже этих лимитированных объемов. Казахстанская нефть, проходящая через нефтепровод “Дружба”, встала из-за проблем в трубе. Возможность же пусть не огромными, но все же танкерами вывозить нефть самостоятельно позволила бы Казахстану экспортировать нефть без посредников.
Есть лишь один нюанс - Москва хотя и заявляла о том, что такой канал “не просто даст выход прикаспийским государствам в Черное и Средиземное моря, то есть в Мировой океан, а качественно изменит их геополитическое положение”, но принимать решение все же не торопится.
Оно и понятно. “Общий” канал лишит Москву монополии на транзит через ее территорию. Не спасет даже плата за проход судов (а суммы там немалые. Через Панамский канал, например, проход 15-метрового судна обходится в 500 долларов). К тому же Кремль занимается развитием собственной транспортной системы, включая и ремонстрацию Волго-Дона. Впрочем, ремонт канала до требуемых размеров Россия сама финансово не вытянет, а странам ЦАР, включая Казахстан, нужен свой, независимый от Москвы и, соответственно, неконтролируемый ею маршрут перевалки грузов.
Есть еще один важный нюанс.
В условиях кризиса (а то, что пандемия потянула за собой новую волну кризиса и, видимо, затяжного, уже никто не сомневается) подобная “глобальная стройка” может стать хорошим драйвером для экономик стран-участниц. Особенно, если привлечь к ее реализации исключительно местные компании. Вопрос лишь в том, кто будет готов “войти в долю”, когда заемные деньги на рынке стоят дорого, а запасы капиталов в страновых кубышках поистощились?
Как бы то ни было, выгодный Нур-Султану проект канала “Евразия” вполне может стать одной из разменных монет при обсуждении с Кремлем видения будущего Евразийского экономического союза.

Нур-Султан

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Наши награды    

Календарь
«    Июль 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Июль 2020 (41)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)
Март 2020 (125)
Февраль 2020 (137)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение