МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ ПЕРЕЗАГРУЗКА

ЭКСПЕРТЫ РАССКАЗАЛИ, КАК ПРЕДОТВРАТИТЬ ВОЗМОЖНЫЕ КОНФЛИКТЫ

Подробнее >>>
НОВАЯ НОРМАЛЬНОСТЬ

КАКИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НОВШЕСТВА ПОВЛЕКЛА ЗА СОБОЙ ПАНДЕМИЯ?

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Уступить трамваю Новость дня / События

Марта Рогова
На этой неделе информационное пространство страны взорвала новость - Счетный комитет опубликовал заключение по госаудиту финансово-хозяйственной деятельности ТОО “Астана LRT” (ныне именуется City Transportation Systems). В документе проект строительства столичного трамвая назван неокупаемым. Однако после появления этой новости с сайта Счетного комитета опубликованный документ исчез. Факт любопытный. И не говорит ли он о том, что власти серьезно задумываются над резонностью и экономичностью этого одиозного проекта. Не разумнее ли ограничиться потраченными на возведение по Левобережью опор 344 миллионами долларов, зато не влезать в еще большие долги на миллиард?

Столичный легкорельсовый трамвайчик - притча во языцех. То, что проект стоимостью почти два миллиарда будет скорее “социальным проектом”, нежели нацеленным на прибыльность, было понятно еще задолго до начала строительства. Хотя бы просто потому, что на маршрут пролегания этого “надземного метро” при всем желании невозможно было бы найти такое количество пользователей.
В процессе реализации проекта было немало скандалов. Во-первых, его стоимость в 1,8 миллиарда долларов. Даже в сложных климатических условиях строить километр дороги за 100 миллионов (линия планируется длиной в 22,8 километра) - это перебор. В конце концов, не в Антарктиде же трамваю бегать. В Китае стоимость строительства одного километра высокоскоростной железнодорожной магистрали составляет около 15 миллионов долларов, в Штатах - около 50 миллионов. Но это дороги, по которым поезда носятся со скоростью выше 300 километров в час. Здесь - 30-60 километров. Если же говорить о метро, то средняя стоимость строительства составляет 120-250 миллионов за километр. Строительство алматинского метро обошлось в 102 миллиона за километр. А это, не будем забывать, 100 с лишним метров под землей. В Нур-Султане (Астане), напомним, насчитали около 100 миллионов за километр по поверхности.
Недаром деньги для ЛРТ то разворовывались, то “оптимизировались”. Скандал с “Астана Банком”, где зависли все китайские транши и деньги на оплату работы строительства, окончательно подорвал доверие к ЛРТ как к идее.
Напомним, что летом прошлого года Кабмин “оптимизировал” 1,8 миллиарда долларов до 1,1 миллиарда. Причем тогда заявляли, что власти отказываются от займа у китайского банка и будут изыскивать внутренние резервы. Резервы эти оказались облигациями ЛРТ под госгарантию. Из 1,5 миллиарда долларов планировали отдать уже потраченные 344 миллиона китайских кредитных денег, а на остальные достраивать “памятник архитектуры” столицы.

 

 

А это действительно памятник. Потому как если бы ни страсть к пафосному “не так как у всех”, в Нур-Султане давным-давно был бы свой экологически чистый и комфортный трамвайчик. И, кстати, цена его была бы меньше, чем уже потраченные на строительство “пафосных столбов” миллионы: 9,5 километра первой линии скоростного трамвая c 12 станциями - от железнодорожного и автобусного вокзалов до монумента “Байтерек” и резиденции президента Акорды - согласно проекту обошлись бы всего в 262 миллиона долларов.
О том, что ЛРТ - памятник разгильдяйству и воровству, говорил и президент Токаев.
Помнится, с полгода назад президент заявил: “Это очень спорный проект. Я настаиваю на том, что он спорный, экономически непонятный... Вы (обратился он к членам правительства. - “НП”) на соревнованиях по марафону бегаете больше, чем 22 километра. Восемнадцать станций - это значит чуть больше одного километра один отрезок пути. Я вообще не понимаю, как можно было такой проект пускать в дело”. Кстати, и решение о продолжении работ по строительству тоже акимат принимал. “Правительство и акимат все же решили продолжать работу по вводу в действие, мягко говоря, спорного проекта. Другого выхода нет, как мне докладывают. Слишком далеко зашли”, - констатировал президент.
Но слишком ли?
На днях на сайте Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета появился странный документ. Странный, потому что вскоре после появления документ исчез с сайта комитета.
Начать с того, что названный госаудитом финансово-хозяйственной деятельности ТОО “Астана LRT” (то есть проверкой текущего состояния дел в компании) документ почему-то дает анализ реализуемого проекта с точки зрения его будущей окупаемости. Да так объемно дает, как будто ранее вообще не заглядывал ни в проект, ни в идею тратить госденьги на это строительство.
Но самое интересное то, что в этом заключении будущее “наземного метро” столицы описывается теми же словами, которыми несколько лет проект критиковали жители. “Короткие расстояния проезда других автобусных маршрутов по маршруту LRT с последующей пересадкой и отсутствие в проекте развития столицы возведения новых строящихся объектов за счет бюджетных средств снижают вероятность массового использования населением LRT”, - отмечает Счетный комитет. “Неокупаемость эксплуатационных затрат при высокой себестоимости услуг LRT приведет к необходимости выделения бюджетных субсидий для покрытия убытков эксплуатирующей компании при принятой стоимости проезда в первый год 200 тенге за поездку”, - указывается в заключении.
И самое главное: “Обратить внимание на неокупаемость проекта “Новая транспортная система города Астаны LRT” и значительные бюджетные инвестиционные и эксплуатационные расходы в случае продолжения его реализации. Счетный комитет просит обратить внимание на вынесение центральными и местными исполнительными органами, а также уполномоченными организациями некачественных заключений и экспертиз на проекты, реализуемые в рамках транспортной системы Нур-Султана”.
А вот теперь вспомним слова президента полугодовой давности: “Вместо создания удобного, понятного, практичного для населения вида транспорта предложен дорогостоящий вид транспорта. Мнения специалистов, архитектурного общества, как я понимаю, не были учтены. По данным акимата, прогнозируемый поток составит 146 тысяч человек в сутки. Сегодня по схожему маршруту от аэропорта до нового вокзала пассажиропоток составляет две тысячи человек. И как вы собираетесь увеличить пассажиропоток в 70 раз, мне непонятно. Есть риск, что неокупаемый проект повлечет постоянное получение субсидий и ляжет бременем на правительство”.
Получается, что Счетный комитет подтвердил в своем “исчезнувшем” документе не только опасения граждан, но и мнение (с цифрами) главы государства.
Судя по тому, что “резюме” Счетного комитета исчезло с сайта, заключение по госаудиту финансово-хозяйственной деятельности ТОО “Астана LRT” не предназначалось для широкой публики.
С другой стороны, идентичность выводов “счетников” с мнением Токаева (разошедшегося широким веером в сети) наталкивает на мысль, что такой “нечаянный вброс” имел далеко идущие планы. И не исключено, что вопреки неоднократным заявлениям правительства о планах завершения проекта ЛРТ (по последней версии, до конца 2020 года) наверху все же откажутся от мысли впустую тратить бюджетные миллиарды.

Нур-Султан

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Наши награды    

Календарь
«    Июль 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Июль 2020 (93)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)
Март 2020 (125)
Февраль 2020 (137)

Голосование
Будете ли Вы оформлять подписку на сайт, если сайт станет платным


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение