ЖИЗНЬ - ТЕАТР, И ВСЕ МЫ В НЕЙ НОСИМ МАСКИ
Подробнее >>>
В ЗОНЕ ОСОБОГО ВНИМАНИЯ

В КАЗАХСТАНЕ СОЗДАДУТ РЕЗЕРВАТ ДЛЯ САЙГИ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Ценная марка Новость дня / События


Мадина Меирманова

На недавнем саммите ЕАЭС Президент Токаев попросил коллег по Евразийскому союзу не торопиться с введением обязательной маркировки товаров. Мол, кризис в мире, бизнесу и так трудно, а маркировка - дело накладное... Но у Москвы свое видение: Россия вводит обязательную маркировку всех товаров, продающихся на ее территории, либо вытесняя с внутреннего рынка импорт, либо начиная неплохо на нем зарабатывать. В Казахстане же тем временем все еще пытаются найти баланс между желанием бизнесменов ничего не платить государству и необходимостью пополнять казну

“Во всем мире из-за пандемии снижается покупательский спрос, закрываются предприятия, сегодня бизнес в наших странах находится в очень сложной ситуации: нарушены планы развития производства, цепочки поставок, выросла кредиторская задолженность. Практически все ресурсы брошены на стабилизацию работы, сохранение рабочих мест. Поэтому исполнение отдельных, наиболее затратных решений органов ЕАЭС не является разумной мерой, во всяком случае, на этом этапе развития нашей организации - к таким решениям, возможно, относятся планы по введению обязательной маркировки”, - обратился к коллегам Касым-Жомарт Токаев на заседании Высшего Евразийского экономического совета 19 мая.
Здесь следует напомнить, что введение обязательной маркировки товаров в Казахстане обсуждалось давно. Еще в Законе 2004 года “О регулировании торговой деятельности” прописаны правила маркировки и определения Единого оператора маркировки и прослеживаемости товаров. В марке (те самые полосочки с цифрами, которые должны стоять на каждом товаре) должны быть отражены: товарный знак изготовителя, страна происхождения, состав товара (и пищевая ценность для продтоваров), документы по стандартизации, сроки годности... В общем, вся информация о том, что продается.

 

 

Другой вопрос, что за 16 лет наличия этих требований до обязательной маркировки у нас руки так и не дошли. В Казахстане действует правило по маркировке лишь одного товара - шуб: в стране запрещен оборот немаркированных товаров. В ближайшее время готовилось введение обязательной маркировки по целому ряду другой продукции: табачных изделий, алкоголя, обуви, лекарств и молочки... По ним сейчас либо продолжаются “пилотные проекты” по маркировке, либо проводится анализ после окончания этих пилотов. Но обязательная маркировка зафиксирована в графике только по табаку - с 1 октября текущего года. Остальные - под вопросом.
Оно и понятно: власти, которые ратуют за рост качества продаваемой продукции и защиту внутреннего рынка от непонятного импорта (нет сведений об изготовителе и продавце - нет шансов кому-то предъявить за качество), никак не могут договориться с отечественным бизнесом, который воспринимает маркировку как дополнительную финансовую нагрузку.
Ведь маркировка стоит денег: от стоимости самой марки до оборудования по ее нанесению. Помнится, в начале года Ассоциация прямых продаж Казахстана подсчитала, что затраты на маркировку товаров по семи позициям (табаку, алкоголю, лекарствам, молоку, сокам и водам, парфюмерии и косметики, обуви) составят для казахстанских предпринимателей около 22 миллиардов тенге ежегодно. Тогда исполнительный директор ассоциации Анастасия Калашникова даже говорила, что маркировка бесполезна для государства: “Маркировка в любом случае не достигает поставленных перед ней целей, она не обелит рынок, потому что у нас под боком рынки Узбекистана и Китая, откуда обходными путями можно завезти товар”. Довольно странная логика, с учетом того, что и узбекские, и китайские товары не смогут торговаться на нашем рынке без наших же марок.
Но в Минторге расчеты совсем другие. Особенно если учесть, что уже сегодня все товаропроизводители обязаны маркировать упаковку как минимум знаком ЕАЭС - знаком соответствия, что товар безопасный и качественный. А оборудование у производителя, как и в случае с обязательной маркировкой, может быть как собственным, так и взятым в лизинг у единого оператора по маркировке (им у нас определен Казахтелеком). А значит, и добавочная часть марки - не столь проблемная часть. Цена же контрольно-измерительного знака (КИЗ) определяется правительством и при необходимости и для поддержки бизнеса вполне может субсидироваться.
В общем, пока идут споры, Казахстан столкнулся с тем, что в ближайшее время его несырьевой экспорт может либо потерять рынок России, либо (как бы не ерепенились предприниматели!) все равно нести затраты на маркировку. Но только теперь платить придется российским компаниям за российские же марки.
Итак, с 1 июля в Россию будет закрыт доступ (без маркировки) произведенной в Казахстане обуви (или реэкспорта из третьих стран) и лекарственным средствам. С ноября казахстанцы не смогут ввозить в Россию без дополнительной маркировки шины (в том числе и произведенные в третьих странах), с января будущего года - продукцию легкой и молочной промышленности. А к 2024 году Россия хочет ввести обязательную маркировку всей промышленной продукции, продающейся на ее территории.
Это означает одно - российские власти всеми силами работают, чтобы защитить свой рынок от некачественного импорта и обеспечить контроль за всей продающейся продукцией в стране в принципе (маркировка позволяет отследить перемещение каждого конкретного товара от производителя и до конечного потребителя, тем самым исключая возможность теневого оборота) - то есть пополнить бюджет налогами. А еще это означает, что если Казахстан не введет ответных мер по маркировке, то при обязательствах для нашей продукции покупать российскую марку в Казахстан российский товар будет заходить вообще безо всяких проблем и затрат. Учитывая и без того не очень конкурентоспособную по качеству и внешнему виду казахстанскую продукцию и засилье на нашем рынке дрянного, но дешевого импорта из того же Китая, мы не просто потеряем зарубежный рынок (а Россия для нас - потенциальный рынок сбыта как для пищевой, так и для легкой промышленности), но и собственный тоже.
Да, сейчас государство идет на многие жертвы, чтобы поддержать предпринимательскую активность в период пандемии. Но выжидать, когда сопротивляющийся любым дополнительным затратам отечественный бизнес просто проглотят конкуренты из соседней страны, - тоже не выход. Тем более что отсутствие маркировки нам и так дорого обходится: многолетние скандалы с Кыргызстаном - результат возможности бесконтрольного оборота товаров внутри нашей страны, чем вполне выгодно для себя пользуются соседи. Власти, кажется, уже должны определиться с приоритетами общегосударственного масштаба. В конце концов, избирательную поддержку отраслям Кабмин уже давно научился оказывать.

Нур-Султан

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Наши награды    

Календарь
«    Июль 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Июль 2020 (76)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)
Март 2020 (125)
Февраль 2020 (137)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение