ЗАБОРИСТО НАПИСАНО

В рубрике Анонсированные материалы - 2021-04-08

Даулет Алтаев

Относительно новая статья Уголовного кодекса, которая наказывает за рекламу наркотиков сроком за решеткой, не всегда работает. Ведь до сих пор не сформировалось понятия причастности к наркобизнесу, даже если “просто” помог напечатать листовку или трафарет с указанием ресурса, который продает наркотики.
Доходит до того, что сегодня эти заказы берут специализированные и официальные типографии, явно понимая, что печатают, зачем и для кого

Берикхан Нургалиев, начальник управления департамента по противодействию наркопреступности Министерства внутренних дел, на специальном брифинге, который прошел на днях в столице, рассказал о том, что преступники привлекают к своему черному бизнесу теперь и типографии. То есть выходят на совершенно новый уровень - печатают наклейки и трафареты, которые сообщают о местах продажи наркотиков, уже в промышленных масштабах!

И это несмотря на то, что в финале 2019 года в УК РК ввели новую статью 299-1 “Пропаганда или незаконная реклама наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, прекурсоров”. Минимальное наказание за пропаганду или рекламу наркотиков установили на уровне трех лет за решеткой. Максимальное - шесть. И никаких условностей и штрафов. Этой статьей хотели бороться с так называемыми “трафаретчиками” - теми, кто на стенах, заборах и прочих плоскостях рассказывает, где и что из запрещенного и ядовитого можно купить. Ранее таких, условно, дилеров привлекали лишь за пачкание поверхностей, что не мешало им откупаться штрафом всего в 20 МРП (1 МРП - 2917 тенге).
Возможность дать срок за рекламу вроде как появился. Однако не все так просто. Может быть, у наркодилеров и им помогающих появилось место для маневра? Ведь есть еще и статья 423 “Пропаганда или незаконная реклама наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, прекурсоров”, но уже в Административном кодексе. И применяют ее к “субъектам предпринимательства”. Здесь в качестве наказания предусмотрены штрафы. Пусть крупные, от 300 до тысячи МРП, но все же штрафы. Да, могут лишить лицензии, но только крупных игроков. (Впрочем, могут и не лишить. Не логично - такие заказы чаще отрабатывают в основном мелкие и средние по формату организации.)
Поэтому ввиду некоторой неопределенности закона (есть ли реальная возможность пройти только по “административке”?) теперь вместо билбордов (вспомним резонансную историю конца 2019 года, когда наркодилеры размещали закомуфлированную рекламу ресурсов по продаже наркотиков на рекламных щитах крупных городов Казахстана) наркодельцы, получается, начинают использовать печатные станки. Так, уточняет Берикхан Нургалиев, в Алматы задержали 29-летнего мужчину с партией наклеек и трафаретов, которые, как выяснилось в ходе следствия, он заказывал в профессиональной печатной организации. Какой - не названо.
В связи с этим возникают вопросы. Почему МВД не поделилось информацией о мерах, применяемых к установленной печатной организации: как наказали, закрыли, оштрафовали, “посадили”? Ведь, напомним, лишь косвенно причастное лицо, представителя ТОО “Наружная реклама-Регионы”, привлекли к штрафу (по сути, за то, что разместил непроверенную информацию) в 300 МРП. Да, это участник той самой истории с рекламой наркотиков с помощью городских билбордов, которая произошла в ноябре 2019 года и которая стала катализатором изменения законодательства в сфере рекламы наркотиков.
Вероятная возможность соскочить с тюремного срока, если речь идет о предпринимателях, на наш взгляд, является реальной лазейкой для наркодилеров. Насколько это правильно? Ведь, и это сложно отрицать, специалисты типографии прекрасно понимали, о чем идет речь в принимаемом ими заказе. А между прочим, в пункте 5 части 2 статьи 299-1 УК РК указано: если пропаганда и реклама наркотических веществ производилась с использованием служебного положения, это подразумевает лишение свободы на срок от трех до шести лет.
Что скажут уважаемые эксперты - можно ли считать действия, то есть принятие столь специфичного заказа, несмотря на его явную криминальную направленность, и, собственно, отработку его с использованием профессионального положения, подходящими под упомянутую статью Уголовного кодекса? А может, нам, разъясните, требуется новое положение в законе, которое устранит эти недоработки и даст четкую возможность привлекать и бизнес (а именно сотрудников, учредителей) к реальным срокам? Ведь только тогда можно попытаться воспитать отвращение и страх от, условно, листовок как от самого настоящего пакета дури. И разъяснить, что любая помощь наркодилеру - срок.
Касательно упомянутой типографии - если бы к этой организации применили реальные меры, сроки, крупные штрафы, об этом стоило бы сообщить. И сообщили бы наверняка, хотя бы даже для усиления эффекта от проделанной работы. В свое время о том, как наказали то самое ТОО, рассказывало каждое отечественное СМИ, основываясь на официальной информации от силовиков. В этом же случае - тишина. По каким причинам? Значит, действительно есть несовершенства и неоднозначность в законодательстве? Или возможные участники уже просочились по “административке”...
Сложившаяся ситуация требует экспертного заключения и немедленного закрытия возможной лазейки. А теперь об эффективности борьбы с самыми современными методами торговли наркотой. Забегая вперед, скажем: не все они, несмотря на рапорты об успешности кампании, сегодня заблокированы. Так вот, по официальной информации, в прошлом году выявили более 1200 сайтов, аккаунтов и других каналов, которые содержали информацию о возможности приобретения наркотиков. А, мол, за три месяца этого года - 400 каналов. Причем, сообщает МВД, проект реализуют в сотрудничестве с Министерством информации и общественного развития. Мы же видим несколько иную картину. Еще в декабре минувшего года мы рассказывали об активизации группы дилеров под названием OASIS GROUP. И их ресурсы, если верить доменам (.io), зарегистрированы где-то на Британских территориях в Индийском океане. Так вот, ресурс, название которого мы намеренно не печатаем, до сих пор работает и предоставляет ссылки на каналы в мессенджерах, где ведут бойкую торговлю с раздачей бонусов и пробников.
И с этим, к сожалению, ничего МВД сделать не может. Впору организовывать специальные отряды, которые могли бы следить за происходящим в интернет-среде и передавать информацию в Министерство информации. К тому же необходимо активнее работать с региональными представительствами мессенджеров - практика показывает, что при наличии запрещенного контента администрация довольно охотно идет навстречу силовикам и блокирует подозрительные ресурсы. Но этим надо заниматься основательнее, ведь это по-настоящему дело государственной важности.

Поделиться