РАСКРУТИТЬ ЧИНОВНИКОВ НА 360 ГРАДУСОВ

В рубрике Анонсированные материалы - 2021-04-09

Алла Иванилова

Пандемия коронавируса наглядно продемонстрировала, что многие действия и решения государственного аппарата исполняются не на соответствующем уровне, чтобы быстро и гибко реагировать в кризисные моменты. Из-за чего в Казахстане ожидают “перезагрузку” государственной службы

Многолетняя практика показала, что раздувание государственного аппарата приводит к бюрократизму и коррупционным рискам, а административные функции во многих ведомствах зачастую дублируются. Выдвинутая инициатива по “перезагрузке” включает в себя такие меры, как сокращение госаппарата (в 2020 году - на 10 процентов, в 2021-м - на 15), изменение подходов в кадровой политике и, самое главное, повышение скорости в принятии решений.

Важным решением по дальнейшей модернизации системы государственной службы является инициатива по внедрению факторно-балльной шкалы с 1 июля 2021 года. Это позволит качественно улучшить кадровую политику исполнительных органов. Каждый “слуга народа” будет иметь стимул дальнейшего карьерного роста, а также ответственно и эффективно подходить к решению своих непосредственных обязанностей. Действующая сетка основана исключительно на иерархии должностей, поэтому те, кто работает в самом низшем звене, получают значительно меньше. Соответственно, чем выше государственный орган, тем выше оклад. Сегодня разница в зарплате между центром и периферией составляет в среднем 70 процентов. Так, ведущий специалист на сельском уровне со стажем работы от девяти до 11 лет получает около 89 тысяч тенге, а за минусом вычетов и того меньше.
Новый подход иной и учитывает содержание должности, насколько она сложная, как она влияет на достижение стратегических целей и задач государственного органа, какие компетенции нужны для эффективной работы, круг полномочий и ответственности сотрудника. Главным будет принцип “равная оплата за равный труд”. Сейчас прорабатывают методологию распределения должностей по так называемым функциональным блокам. В зависимости от принадлежности к тому или иному блоку будет дифференцирован размер заработной платы. По предварительным расчетам она может повыситься от 30 до 150 процентов. При этом “прибавка” в основном коснется работников низшего звена из регионов и сел, и, таким образом, диспропорция сократится с 70 до 10 процентов.
Будет обеспечено непрерывное повышение знаний и навыков государственных служащих. Планируют внедрить механизмы поощрения инициатив и рационализаторских предложений. Это позволит улучшить корпоративную культуру на государственной службе.
Одной из новаций станет привлечение независимых экспертов для оценки профессиональных и личностных компетенций кандидатов. Усиление процедуры отбора соискателей вызвано нехваткой профильных и уникальных специалистов в госорганах. Участие независимых экспертов позволит поднять планку требовательности к претендентам на те позиции, где требуется особо высокий уровень квалификации. Наряду с этим будет продолжена работа по дальнейшей систематизации отбора в Президентский молодежный кадровый резерв для привлечения талантливой молодежи и повышения потенциала государственного аппарата. В частности, в этом году состоится второй набор в Президентский резерв. Все этапы будут автоматизированы, что также обеспечит объективность и прозрачность рекрутинговых процессов и позволит осуществлять проактивный поиск кандидатов.
При этом оценивать “слуг народа” будут не только за их компетенции, но и за этические характеристики при общении с людьми. Такая практика получила название “360 градусов”, и она будет основываться на анонимной оценке руководителя, подчиненных, коллег. Параллельно активизируется институт уполномоченных по этике, а в дальнейшем будет усовершенствован Этический кодекс государственных служащих. Кроме того, в целях успешного внедрения положительного опыта корпоративного сектора планируют прохождение госслужащими стажировок в квазигосударственных, частных и международных организациях.
Переход от кадровой работы к управлению человеческими ресурсами потребует освобождения служб управления персоналом от рутинной работы и цифровизации их деятельности. В этой связи Агентство по делам госслужбы ведет работу по созданию информационной системы iQyzmet, которая позволит оптимизировать и автоматизировать операционные кадровые процессы.
Также разрабатывают систему “Е-тiнiш”, посредством которой по принципу “одного окна”, как в ЦОНах, будут рассматривать обращения граждан и распределять по адресатам, чтобы исключить привычную практику “отфутболивания”. Такой формат работы планируют внедрить уже с 1 июля этого года.
Сегодня согласно реестру государственных услуг 93 процента оказывают в электронной форме. Этот показатель планируют довести до 94,4 процента. Акцент будет сделан на услуги, оказываемые в проактивной и композитной формах.
Ну а “брендом” искоренения бытовой коррупции и продвижения общенациональной идеи антикоррупционной культуры, по словам чиновников, должны стать созданные проектные офисы Adaldyk Alany. Сейчас проводят масштабную трансформацию госорганов, переход на сервисную модель обслуживания, в результате чего уже открыты 300 сервисных акиматов различного уровня, более двух тысяч безбарьерных фронт-офисов, благодаря чему госслужащие в прямом смысле стали ближе к народу.

Нур-Султан

Поделиться