Истории семьсот девяностый год...

В рубрике Культура - 2021-04-13

Ольга Шишанова

В столичном государственном историко-культурном музее-заповеднике “Бозок” прошла презентация книги “Сакральный ландшафт Сарыарки”, представляющей собой коллективную монографию НИИ археологии имени Акишева при ЕНУ имени Гумилева. Авторами столь примечательного издания стал целый сонм ученых умов, таких как М. Хабдулина и Д. Тлеугабулов, А. Дукомбайев и Т. Кошман, Г. Букешева и К. Сапарова, А. Гайс и Ж. Бонор

Напомним, что сакральные места - это почитаемые среди населения страны памятники культурного наследия, светской и религиозной архитектуры, мавзолеи и природные ландшафты. А кроме того, места с устойчивыми историческими ценностями, связанные со значимыми политическими событиями в жизни государства.
Тогда как сакральный ландшафт - это геокультурное пространство, преобразованное духовной деятельностью множества поколений людей, оставивших следы своего пребывания в виде культовых объектов. Материальным выражением сакрального ландшафта являются памятники археологии в виде руин, развалин древних городов, храмов, святилищ, полотен наскальных рисунков, служивших когда-то местами поклонения и проведения ритуальных практик.

Вот и в представленной монографии на примере исследований двух локальных регионов Северной Сарыарки - Акмолинского Приишимья и Тенгиз-Кургальджинского оазиса - ученые предлагают характеристику условий и механизма сакрализации этого ландшафта. Плюс показана роль культовых мемориалов в историко-культурных, этнических и интеграционных процессах древних и средневековых эпох.
Ведь известно, что Сарыарка - это огромный по площади природно-географический материк, состоящий из комплекса различных ландшафтов. При этом ее степная полоса характеризуется необычным разнообразием типов и подвержена, говоря словами ученых, культурным связям меридионального характера. То есть она представлена как особый сакральный локус, культурный ландшафт которого сформирован тысячелетней деятельностью предшествующих поколений. И естественно, что каждая историко-культурная эпоха оставила на этом пространстве свои культовые сакральные центры.
Один из них - гора Алтын-шокы (“Золотая пика”) Улытауского хребта в Карагандинской области. Ее сакральную историю связывают с великим Тамерланом, который во время похода против хана Золотой Орды Тохтамыша приказал установить на пике Алтын-шокы огромный каменный памятник. Легенда гласит, что в апреле 1391 года Тамерлан с 200-тысячным войском остановился у подножия горы Улытау, в самом сердце Сарыарки. Путь войска правителя Мавераннахра шел через пустынные степи Бетпак-Далы. А здесь, в поместье хана Жошы, явила взор совершенно другая природа: горный воздух и прохладные реки, сочные пастбища и поля. Понимая, что войску нужно набраться сил, было принято решение на несколько дней остановиться в этой местности. Восхищенный природой Улытауского края, Тамерлан в знак благодарности приказал установить каменный памятник, на котором отмечено, что здесь он останавливался со своим войском.

Но вот сведения об этом историческом событии стали известны только шесть веков спустя, когда камень, установленный великим правителем Тамерланом, обнаружил в 1935 году известный казахский ученый-геолог Каныш Сатпаев во время экспедиции по Центральному Казахстану. Каменное изваяние, представлявшее собой обломок огромной скалы, найдено в местности Акшокы. Спустя несколько лет, в 1941 году, Сатпаев опубликовал по этому поводу статью “Доисторические памятники в Джезказганском районе”, которая только в 1989 году вошла в сборник “Избранные статьи о науке и культуре”.
В ней отмечено: “По свидетельству Язди Тимур взошел на вершину Улутауских гор и долго наслаждался видом окружающей степи, которая была покрыта прекрасной зеленью от одного конца до другого. Тимур здесь провел несколько дней, и приказал войскам принести камни и соорудил здесь большую пирамиду, на которой искусные мастера высекли дату этого счастливого события, чтобы сохранить память о нем на долгие годы. Сегодня этот памятник находится на северо-западных склонах Улытауских гор в 90 километрах западнее автомобильной дороги Жезказган - Аркалык и в 80 километрах западнее села Саят. Его высота 50 метров, но больше всего в Алтын-шокы запоминается возвышающаяся на его вершине груда камней, собранных в форме срезанной пирамиды.
Дело в том, что Тамерлан приказал 200-тысячному войску поднять на вершину горы по одному камню, соорудить плавильную печь, нарубить кустарников у близлежащей реки, разжечь огонь и расплавить метеоритные камни. Все это было сделано для того, чтобы оставить памятную надпись, которая схожа с современным казахским языком: “Истории семьсот девяностый год Овцы. Летний месяц июль. Султан Турана Темирбек отправляется со своим 200-тысячным войском на войну с ханом Тохтамышем”.
Однако любопытно, что, несмотря на обнаружение этого исторического факта, до сих пор не раскрыт состав материала сделанной надписи. Сегодня этот артефакт находится в одном из музеев Санкт-Петербурга, тогда как ранее плита, по свидетельствам очевидцев, висела над огромной ямой, где была печь для обжига кирпичей. Потому-то на вершине Алтын-шокы установлена пока только точная копия камня с той надписью эмира, но место считается сакральным вот уже много веков.

Нур-Султан

Поделиться
Следуйте за нами