ДЕНЕЖНЫЕ ЗНАКИ

В рубрике Анонсированные материалы - 2021-04-15

Даулет Алтаев

На алматинцах тестируют очередное новшество - непостоянные знаки. Это такие дорожные знаки, которые показывают то, что считается сейчас выгодным - мы говорим о ситуации на дороге. Таким образом, считают авторы проекта, они облегчают жизнь участникам дорожного движения. Думать и запоминать не надо - смотри и действуй как показывают.
Для чего это вводят на самом деле, до конца не понятно. Однако предположить все же можно: нам пытаются продемонстрировать очередную надстройку на существующую самодостаточную работающую систему. И обслуживание этой надстройки, в конце концов, может стать платным. А если идея понравится чиновникам, ее распространят сначала по Алматы, а потом уже и по остальным городам республики

Скажем сразу - мы не выступаем против прогресса. Однако есть сферы, которые требуют взвешенных и продуманных решений. Поэтому мы обращаем внимание: безопасность дорожного движения базируется в том числе и на постоянстве. Мы же видим во всей этой истории больше денежный след, нежели желание облегчить жизнь города. Ведь любая система требует обслуживания, как правило, за счет бюджета: комплексы по наблюдению за дорожной ситуацией и фиксированием нарушений ПДД, комплексы по взиманию платы за проезд по определенным участкам и в будущем, не исключено, комплексы по трансляции изменяемых знаков.
В чем, собственно, “инновация”? Знак этот представляет собой электронное табло, на которое выводится определенное изображение. И вид его зависит от дорожной ситуации - либо показываемый знак позволяет ехать только прямо, либо разрешает поворот. Конкретно в случае с нашей демоверсией, налево. Но это не важно, ведь на то и аморфность системы - выводить на панель можно все что угодно. Даже рекламу. Впрочем, это лишь фантазии на тему технических возможностей. Итак, установили новинку - обращаем внимание, еще не закрепив статус и такое понятие как, условно, “изменчивый знак” в ПДД и Законе “О дорожном движении”, - на пересечении Талгарского тракта с улицей Хан-Тенгри. Игра уже началась: люди на ходу стараются адаптироваться и не ошибиться.
А вот какой именно знак транслировать и в какое время, это уже решает аппаратный комплекс. По данным из открытых источников, вроде как периоды, когда и что показывать участникам дорожного движения, определены. И раз проект все же на ранней стадии, то есть на стадии экспериментов, точное время сообщать мы не будем. Ведь его всегда можно изменить так же тихо, как решили принять. Даже несмотря на то, что дорожные знаки - это, в первую очередь, постоянство, которое в том числе обеспечивает безопасность на дорогах.
В нашем случае, если проект примут и он получит распространение, о постоянстве говорить не придется. Решать, что показывать, будет некий программный комплекс исходя из конкретной ситуации. А это приведет как минимум к сложности планирования маршрута. Если идея все же получит одобрение, ее, напомним, распространят сначала по всему городу, а потом уже и по остальным городам республики.

Страна
на абонентском
счетчике
Какие могут быть нюансы в случае, если подобные знаки все же пойдут в массы? Первое - непрогнозируемый программный сбой, который может парализовать движение. А случись неприятность на дороге, как доказать, что именно ты двигался согласно показаниям знака? И что именно в твоем случае табло показывало правильно?
Второй момент - если подобное все же примут, это потребует масштабной работы по изменению правил дорожного движения и прочих законов и актов, которые так или иначе регулируют сферу движения. И это тоже определенного рода затраты.
Ну и третий, основной, - сумма, в которую обойдется городским бюджетам, а следовательно, налогоплательщикам эта новинка. Как понимает читатель, ничего бесплатного не бывает - города, где установлена система, тот же “Сергек”, оплачивают ее содержание. Неплохая бизнес-схема: частная компания приобретает аппаратно-технический комплекс, берет на себя обслуживание и разработку алгоритмов, а позже сидит на “абонентской” плате. Напомним, что в марте 2019 года депутат маслихата тогда еще Астаны Зейнулла Шибкенов был возмущен суммой, заложенной на обслуживание системы “Сергек”. Она, со слов депутата, составила 600 миллионов тенге! И это только один город. Примерные 600 миллионов, похоже, являются определенной “ставкой”: Руслан Асаубаев, представитель компании-разработчика “Сергек”, сообщал, что за обслуживание комплексов “Сергек” в Алматы компания получает около 53 миллионов тенге в месяц. Напомним также, что президент неоднократно говорил о не самой высокой (по сравнению с ожидаемой) эффективности системы.
Не исключено, что этот интерактивный знак - часть системы, которая укладывается в отработанную схему: некая частная организация создает ГЧП, а государство в конечном итоге компенсирует затраты, попутно оплачивая обслуживание в течение определенного времени. Как правило, от пяти до семи лет. Почти идеальная модель в не самое простое с экономической точки зрения время, ведь бюджет - это сегодня самый надежный и стабильный источник дохода. И упомянутая система, не самая, получается, однозначная в плане безопасности, строится все же на наши с вами деньги.
Впрочем, здесь можно увидеть и другое - непреодолимое желание чиновников что-то менять только лишь для того, чтобы показать процесс работы. И ведь всегда найдутся предприимчивые люди, готовые помочь освоить, получается, общественные средства.

Поделиться