Долг платежом красен, а заем - контролем

В рубрике Исследования - 2021-04-16

Марта Рогова

Бывшие коммунисты, нынче народники, продолжают поднимать громкие темы, требуя народовластия во всех сферах управления страной. Теперь их заинтересовали госдолг и управление им. Они требуют участия гражданского общества при принятии решений о привлечении займов.
Попробуем разобраться: рационально ли партийное требование или это популизм

В своем запросе на имя вице-премьера Алихана Смаилова фракция Народной партии Казахстана приводит цифры о внешнем долге страны (со ссылкой на Минфин): на 1 января 2021 года государственный и гарантированный государством долг, долг по поручительствам государства составил 51,2 миллиарда долларов (21,5 триллиона тенге). (Правда, на сайте Нацбанка данные несколько иные: на начало года внешний долг правительства и гарантированный государством составляет 35 614 миллионов долларов.)

По словам Ерлана Смайлова, который озвучивал запрос фракции, “государство должно избавиться от иллюзии показателя 27-процентного отношения госдолга к ВВП”. “Исторический опыт дефолтов стран-банкротов - Греции, Аргентины, Исландии и других - должен быть тщательно изучен правительством, чтобы предостеречь его от ловушки должника”, - озвучил он призыв депутатов.
Впрочем, по итогам 2020 года государственный долг составил 29,2 процента к ВВП, что выше ограничения в 27 процентов, установленного Концепцией новой бюджетной политики. В 2021-м его рост прогнозируется до 30,3 процента и 30,5 процента к ВВП в 2022 году. При этом расходы на обслуживание и погашение правительственного долга, составляющего 81 процент государственного долга, вырастут с 1,531 триллиона тенге в 2020 году до 2,026 триллиона тенге в 2021 году с дальнейшим увеличением до 2,74 триллиона тенге в 2025 году. Это в разы превышает бюджет развития, а также ограничения долговой нагрузки на бюджет (15 процентов), установленные Концепцией формирования и использования средств Национального фонда.
При этом депутат искренне удивляется неразумностью некоторых примеров заимствования, выливающееся в выплату долгов ныне неплатежеспособных заемщиков. Например, долгов перед Испанией по займу АО “Астана Горкоммунхоз”. В 2001 году 19 660 000 долларов заняли под гарантию государства на управление отходами. “Предприятия этого сегодня уже нет. О состоянии экологической обстановки и утилизации отходов лучше спросить у жителей столицы, насколько они удовлетворены и довольны”, - оставляют без комментариев этот факт депутаты.
Еще один пример, приводимый в депутатском запросе, - заем Минздрава у Всемирного банка 90 миллионов долларов на внедрение социального медицинского страхования. “Свою неэффективность и полное несоответствие запросам казахстанцев система ОСМС продемонстрировала в прошлогодний пик пандемии COVID-19 и продолжает демонстрировать и по сей день”.
- Возникают резонные вопросы и выводы: где эффективность и реальные результаты для казахстанцев от этих долгов, которые еще предстоит отдавать новым поколениям жителей страны? И после таких вот “затрат” правительство отвечает, что денег на повышение доходов населения нет - зарплаты бюджетников, пособия по уходу за детьми, для лиц с инвалидностью, пенсии и стипендии! Их и не будет, если отдавать долги за кредит 2001 года за ликвидированное предприятие и не решенные вопросы! - считают парламентарии.
Кроме того, правительству предложили советоваться с народом о необходимости привлечения государством международных займов, предоставления государственных гарантий и поручительств: “Надо ли занимать? И на каких условиях? Как тратятся заемные средства? Насколько эффективно? Какой конкретный качественный результат они дают?” Вкупе с повышением эффективности реализации имеющихся средств, по мнению депутатов, можно вообще отказаться от заимствования: “Зачем государству занимать под проценты, если имеются внутренние резервы, скрытые в эффективном расходовании бюджетных средств?”
Депутаты предложили не только советоваться по поводу того, что будет, но и отчитываться за то, что уже есть. Публикуемая сейчас по займам информация содержит, по депутатскому заявлению, “только агрегированные данные о состоянии государственного долга и суммах, выплаченных для его обслуживания, и не обеспечивает прозрачность информации об использовании займов... Фактически информация закрыта как от других государственных органов, так и от гражданского общества. Отсутствует практика публичных обсуждений о необходимости внешних займов, консультаций с гражданским обществом и экспертным сообществом”.
- В целом такая ситуация абсолютно не отвечает интересам устойчивого развития страны, экономики и общества, - заявил Ерлан Смайлов.
От имени фракции Народной партии Казахстана Смайлов предложил “разработать и формализовать государственную стратегию управления государственным долгом и институционализировать участие гражданского общества в разработке и принятии решений на всех этапах привлечения займов, предоставления госгарантий и поручительств”. При этом контроль за расходованием иностранных денег должны вести не только госорганы, но и общественность со СМИ.
Логика в депутатском заявлении, безусловно, присутствует. Самым ярким в последнее время примером провального займа стало строительство “памятника разгильдяйства” в столице - ЛРТ. То, на что занимали (но не успели все потратить) 1,2 миллиарда долларов, уже два года стоит в ожидании решения властей: снести столбы стоимостью в пару сотен миллионов долларов или все же достроить. И, видимо, уже из собственных средств и по явно более низкой цене.
Однако требование “советоваться в принятии решения” с гражданским обществом весьма спорное. Многие стратегические проекты, которые финансировались (не только в Казахстане, но и в мире) за счет иностранных займов, доказали свою востребованность намного позже этапа строительства. Та же трасса Западная Европа - Западный Китай, строившаяся на заемные миллиарды долларов, вряд ли была бы одобрена народом в середине 2000-х, но очевидно выгодна сейчас. Но вот контроль качества возводимого на заемные деньги и конечное достижение целей - это уже прерогатива общественности.

Нур-Султан

Поделиться