ЭТОМУ КИНО НУЖЕН HAPPY END

В рубрике Анонсированные материалы - 2021-04-29

Триллер пустых кинотеатров

Константин Маскаев

Владельцы казахстанских кинотеатров, оказавшись в кинодраматической реальности новых ковидных ограничений, готовы ухватиться за малейшее послабление со стороны госвласти. Сегодня, по их словам, уже идет речь о жизни и смерти целой индустрии.
В 15 миллиардов тенге оценили потери кинобизнеса за период пандемии. Значительной суммы государство недосчиталось и виде налогов

- Опыт первого локдауна на 90 процентов довел нашу компанию до банкротства. Около десяти месяцев мы были закрыты. Всего через месяц наступили бы необратимые последствия, - говорит коммерческий директор Chaplin Cinemas Дмитрий Кириенко. - У компании масса обязательств и штат сотрудников, которых в условиях неработающих кинотеатров и элементарного неполучения средств не на что было содержать. Главное опасение - от того, насколько остро члены нашей команды, пережившие кошмар первого локдауна, теперь воспринимают новую волну ограничений. Для операторов кинопроката остаются непонятными критерии, на которые опираются решения о приостановке деятельности кинотеатров. Но беспокоиться нужно не только о кинотеатрах. Кинотеатр - это монетизатор усилий множества людей. На каждые 10 тысяч человек, занятых в сфере кинопроката, еще минимум 10 тысяч - это люди, которые работают за кадром: музыканты, художники, сценаристы, режиссеры, весь бэкстейдж. Им всем нужно кормить свои семьи! И когда речь идет о простое кинотеатров, она идет о стагнации всей отрасли.

Без кинотеатров, говорят их владельцы, весь остальной кинематограф теряет смысл. Уже очевидно, что под угрозой оказалась вся отечественная киноиндустрия. Искусство кино, на развитие которого ушли десятилетия, может быть утрачено. В ситуации, когда отечественное кинопроизводство ничего не предлагает зрителю, тот переключает свое предпочтение на зарубежный продукт. А значит, вслед за кинотеатрами пандемия уронит и продакшн, в котором заняты все те же реальные люди: режиссеры, актеры, операторы, звукорежиссеры, осветители, костюмеры, словом, вся киноиндустрия.
- Если кинотеатры уйдут, показывать фильмы будет просто негде, - разъясняет генеральный директор KinoPark Multiplex Cinemas Алмаз Малдыбаев. - Во многих странах кино сейчас осваивает стриминговые площадки. Но первые же месяцы показали, что этот канал демонстрации не позволяет окупить картины и не приносит достаточного заработка, чтобы снимать что-то еще. Например, Universal, Walt Disney и другие киногиганты отложили свои премьеры, поскольку стриминг их категорически не устроил. Это говорит о том, что лучше кинотеатральных площадок не только в Казахстане, но и во всем мире пока нет. Стриминг же, онлайн-вещание и телевидение можно использовать. Но это второй этап.
Сами кинематографисты подтверждают: зритель едва успел распробовать отечественное кино, как тут же его лишился.
- Эта ситуация складывается уже давно, - делится кинорежиссер Рашид Нугманов. - После развала Советского Союза государственный кинопрокат оказался разрушен, его место постепенно заняли частные кинопрокатные сети. И с тех же пор на экранах стало мало отечественного кино. Лишь в последние несколько лет зрители стали больше смотреть наши фильмы, в основном, конечно, комедии. Но почему массовый зритель все еще обращается к американскому кино? Потому что качество намного лучше: зрелищность, больше внимания драматургии. То есть история, которую смотрят от начала до конца, захватывающая! Этому надо учиться.
- Как выживать кинотеатрам - общемировая проблема. Эта ситуация актуальна и для Америки, и для Индии, и для Китая - настоящих кинодержав с мощной сетью кинотеатров и кинопроката. Помочь отрасли мы можем только производством картин, - убежден кинорежиссер Абай Карпыков. - Если подходить к этому с позиции государственной, с позиции державной, то культуру нужно защищать с тем прицелом, чтобы люди смотрели свой контент. Поэтому озабоченность моя как режиссера и продюсера - только с этой стороны. Нужно снимать как можно больше своих картин. В состоянии государство это сделать? Не знаю.
Пандемия сузила и без того узкий замкнутый круг. Отечественному кинопрокату вначале стало негде, а затем и нечего показывать! Кинопроизводственные компании, даже несмотря на участие Государственного центра поддержки национального кино, теряют смысл в новых проектах.
И если продакшн хотя бы видит эту поддержку и пока снимает, условно говоря, в стол, кинопрокату можно надеяться только на продуманные решения со стороны все того же государства. Нужен прокат - ограниченный, с шахматной ковидной рассадкой, в какой-то другой приемлемой форме. Но кинотеатры должны работать и зарабатывать хотя бы тот минимум, который позволит их сохранить.
- В России переживают те же самые события. Но там произвели немыслимый рывок для поддержки кинотеатральной и кинопроизводственной отрасли в целом, - делится Дмитрий Кириенко. - С 1 января по 30 марта этого года все фильмы, которые вышли при поддержке российского Фонда кино, были дополнительно дотированы на 100-процентную сумму проданного билета: 50 процентов “добрасывалось” кинотеатру и 50 - к выручке продюсера. И за это время на экраны вышло более 40 российских картин. Даже для года это хороший показатель! То есть за три месяца выпустили на экраны такое количество, которое покрыло нехватку студийных релизов и запустило маховик. Я думаю, экономисты в правительстве должны понимать, что запустить любую индустрию гораздо сложнее, чем не допустить ее остановку.
- Любое предприятие, работу которого пришлось приостановить по инициативе государства, должно получить господдержку. Иначе оно обанкротится. Это общемировая практика, - подчеркнул Алмаз Малдыбаев. - В нашем случае государство закрывает и ограничивает, но поддержки не оказывает - ни в заработной плате, ни в погашении кредитных обязательств. Киносети в Европе, Корее, Японии получают от государства дотации. И в России сначала ввели дотации, но потом решили открыть кинотеатры. Для нас же вопрос повис в воздухе: что нам делать? Отправляться в банк за новыми кредитами? Государственный центр поддержки национального кино запускает фильмы на сумму до пяти миллиардов тенге в год. Если бы хотя бы половина этих средств была выделена кинотеатрам как единовременная помощь! Владельцы кинотеатров будут так благодарны, что после возвращения в нормальный режим работы все фильмы, которые вы финансируете, возьмут с удовольствием, и они наверняка станут доходными!
- Нельзя закрывать кинотеатры! Нужно ограничивать посадку, как это делается во многих странах... Возможно, сокращать количество сеансов. Но закрывать - это гибель киносети! - убеждает Рашид Нугманов. - В кинотеатрах хорошо налажена вентиляция, после каждого сеанса проводят дезинфекцию. Нужно ввести поощрительные меры для кинотеатров, которые показывают отечественное кино, снизить налоги, освободить от НДС. В России производство и прокат их фильмов освобождены от НДС. Если это там возможно, почему это невозможно у нас? Какая-то толика будет возвращаться кинематографисту и помогать ему в работе в запуске новых проектов. Тогда появится стимул делать кино, на которое будут ходить люди.

Справка “НП”

За первый квартал 2021 года на экраны страны вышло 112 новых фильмов. Среди них казахстанских - девять (восемь процентов), российских - 26 (23), зарубежных - 77 (68).
Сорваны релизы крупнейших голливудских компаний. Ведущие продюсерские компании Казахстана также не торопятся запускать свой продукт в кинотеатры из-за сложившейся ситуации. Доля отечественных фильмов как в прокате, так и по сборам снизилась в два раза, тогда как доля российского и зарубежного кино увеличилась по сборам на 3,4 и 19,1 процента соответственно.

Поделиться