ДОСТАВКА НА ТОТ СВЕТ

В рубрике Анонсированные материалы - 2021-05-06

Алексей Мальченко

Похоже на то, что работников экспресс-доставки все-таки приструнят и “промаркируют”. Только будет ли достаточно предложенных мер для того, чтобы вездесущие скутеристы, велосипедисты и самокатчики начали соблюдать правила дорожного движения?

Различные сервисы экспресс-доставки широко распространены во многих развитых странах мира. Эти услуги действительно дешевле, удобнее, а их реализация более оперативна, чем алгоритм работы почтовых компаний. В Казахстане такие стартапы пытались запустить еще три года назад, однако резкий всплеск популярности различных Glovo, Wolt и прочих экспресс-доставок пришелся как раз на пандемию, когда людям запрещали передвигаться по городу, и для некоторых их услуги являлись чуть ли не единственным способом приобретения продуктов.
Карантинные меры уже давно ослаблены, однако услуги продолжают набирать популярность. С каждым днем на дорогах мегаполисов все чаще появляются люди с яркими цветными контейнерами за спиной. Для потребителей это, конечно, удобно, ведь можно заказать не только какие-то объемные грузы, но и, скажем, пару бургеров из сети фастфуда. Для кого-то это баловство, но ритм работы некоторых людей действительно не позволяет оторваться от рабочего места даже на обед.

В этой системе хорошо все, кроме одного - в большинстве случаев эти самые курьеры, которые со скоростью ветра доставляют “свои” посылки, не соблюдают элементарные ПДД. Понятно, что их заработок напрямую зависит от числа заказов, которые курьер успеет выполнить в течение смены, но, согласитесь, этот аргумент не может служить оправданием.
Еще одна тенденция, которую можно наблюдать, - с всплеском популярности услуг доставок на дорогах крупных городов Казахстана (особенно в Алматы) резко увеличилось число мопедов. Почему?
На мопеде гораздо быстрее можно добраться из точки “А” в точку “Б”, не прикладывая никаких усилий, когда поднимаешься вверх, как, допустим, если двигаться на велосипеде. Эти маломощные средства передвижения способны разгоняться до 80 километров в час. Но для некоторых курьеров таких технических показателей недостаточно, и, по всей видимости, чтобы ускорить процесс доставки, они позволяют себе двигаться по встречной, выезжать за стоп-линию, ездить по пешеходным переходам, тротуарам, проезжать на запрещающий свет светофора.
Но откуда такая вседозволенность? “НП” полагает, что от чувства безнаказанности.
Дело в том, что для вождения легких скутеров и мопедов не нужно иметь водительское удостоверение и соответствующую подготовку. Какие-то водители-курьеры, возможно, в принципе не знают ПДД, какие-то знают, но не боятся их нарушать, поскольку никакой ответственности за этим не последует. Камеры “Сергек”, даже если и зафиксируют нарушение, скажем, скорости или проезда на красный, выставить штраф будет некому, ведь и сами технические средства не подлежат регистрации на учет в дорожной полиции.
Такое беспредельное вождение создает множество аварийных ситуаций, но самое страшное, что эти доставщики подвергают опасности не только свою жизнь, но и жизнь остальных участников движения. Уже были происшествия, которые не иначе как вопиющими не назовешь.
В этом году 16 марта доставщик одной из популярных служб, двигаясь на мопеде, проскочил на красный и сбил детскую коляску с трехмесячным ребенком - пешеходы в это время переходили дорогу на разрешающий им сигнал. Но вместо того чтобы оказать помощь пострадавшему, он скрылся с места происшествия. В результате наезда малыш оказался в больнице. В этой ситуации полицейские не могли бездействовать, и спустя два дня после происшествия стало известно, что мопедиста нашли.
“Сотрудниками отдела розыска водитель мопеда был установлен и задержан. Мужчина поясняет, что скрылся с места ДТП из-за страха быть наказанным. Задержанный доставлен в УП Алмалинского района. То, что он скрылся с места происшествия, является отягчающим обстоятельством и будет учтено при вынесении решения по делу”, - сообщил начальник управления местной полицейской службы ДП Алматы Манап Саттаров.

Здесь важно отметить, что водитель мопеда - 1983 года рождения, то есть это не подросток, который действительно в состоянии аффекта мог совершить побег, а сформировавшийся взрослый человек, обязанный нести ответственность за свои действия!
Не прошло и двух недель, как ДТП с участием доставщика вновь попало в сводки новостей чрезвычайных происшествий. Около 10 часов вечера 28 марта на пересечении Абая - Байтурсынова произошла авария. В Казнете была опубликована запись с видеорегистратора, сделанная из автомобиля, который в момент ДТП проезжал перекресток. На ней видно, что цвет светофора давно сменился и оба перпендикулярных потока уже начали движение, однако скутерист на большой скорости надеялся проскочить на красный и в итоге столкнулся с Toyota RAV4, следовавшей по Байтурсынова. От сильного удара мопед разорвало на части, а людей раскидало по дороге. Водителя и пассажира скутера госпитализировали с тяжелыми травмами в больницу. Позже стало известно, что пассажир скончался.
Список происшествий с участием курьеров можно продолжать бесконечно долго, поскольку ЧП с ними происходят регулярно, и, увы, многие из них заканчиваются летальным исходом. Очевидно, что все эти травмы и жертвы - следствие вседозволенности, безрассудства и отсутствия контроля.
Конечно, ситуация не безнадежна, и сейчас появились надежда перемен к лучшему - сделаны первые шаги, которые, возможно, приведут к изменению не только дорожной ситуации, но и сознательности или даже ответственности этих самых водителей.
Накануне стало известно, что представители полиции провели “профилактическую беседу” с представителями бизнеса и даже дали вполне конкретные рекомендации.
“По результатам совещания с руководителями служб быстрой доставки ТНП (товары народного потребления. - Ред.) обозначены актуальные вопросы и внесен ряд предложений, в числе которых ужесточение требований при отборе на работу курьеров, усиление с ними профилактической работы на предмет неукоснительного соблюдения ПДД. Также администрациям служб доставки в целях ведения учета и своевременного выявления нарушителей предложили нанести на контейнеры нумерацию, светоотражающие элементы. При выдаче контейнеров фиксировать в базе данных работодателя сведения о курьере, в том числе о транспорте передвижения”, - сказал начальник ДП города Алматы Канат Таймерденов.
Кроме того, он обратил внимание на необходимость создания удобных условий для транспортировки контейнера (сумки). Так, согласно ПДД РК водителям велосипедов и мопедов запрещается: перевозить грузы, которые выступают более чем на 50 сантиметров по длине и ширине за габариты, или груз, мешающий управлению. Руководителям служб в ходе самостоятельного выявления нарушений ПДД рекомендуется направлять материалы в полицию для привлечения к административной ответственности. Согласно п.п.4 п. 24 ПДД РК, указанные ТС должны передвигаться по велосипедной дорожке, велосипедной полосе движения, а при их отсутствии - по правому краю проезжей части дороги, в том числе по полосе для маршрутных транспортных средств, в один ряд.
За нарушение ПДД РК водителей мопедов привлекают к ответственности по ст. 615 КРКобАП “Нарушение ПДД пешеходами и иными участниками дорожного движения”.
К слову, полицейский отметил, что за три месяца к ответственности привлечены 145 правонарушителей. А всего на дорогах Алматы ежедневно передвигаются от двух до 2,5 тысячи электросамокатчиков, мопедистов и велосипедистов.
Присваивать номера каждому боксу и закреплять их за конкретным человеком - идея свежая, и плохой ее не назовешь. Ведь, осознавая, что его могут легко идентифицировать, курьер будет показывать уже более прилежное вождение. Другое дело, кто и как будет следить за надлежащим исполнением этих... рекомендаций. Да, речь, увы, не о Законе или Правилах дорожного движения, а именно о рекомендациях. Какую правовую силу будут они иметь? Смогут ли полицейские патрули останавливать и привлекать к ответственности курьеров, у которых эти самые номера (когда они появятся), скажем, окажутся заклеены бумажкой. Ведь если уж автомобилисты “маскируют” ГРНЗ, чтобы не оплачивать на платной парковке, то чего ждать от остальных участников дорожного движения? Конечно, нет, никто не выпишет штраф, не отправит транспорт на штрафстоянку. Это будет вновь рекомендация, и не более того.
Понятно, что большой бизнес в не меньшей, а даже в большей степени, чем полицейские, заинтересован в том, чтобы “его сотрудники” как можно реже попадали в чрезвычайные происшествия. Но какие бы бирки ни клеили на контейнеры для перевозки, с пресловутым человеческим фактором ничего не поделаешь.
Другими словами, здесь нужны четкие законы и правила. То, о чем мы писали ранее, и не раз. Полицейским нужно не раздавать “рекомендации”, а разработать четкий алгоритм действий по ведению обязательной регистрации транспортных средств, по крайней мере тех, технические характеристики (скорость/масса) которых являются потенциальной угрозой для остальных участников движения.
Взять в пример электросамокаты. Есть простые модели - их вес составляет около 12 килограммов, а максимальная скорость едва дотягивает до 25 километров в час. Их можно считать безобидными. Но есть и мощные агрегаты весом около 30 килограммов, способные разгоняться до 70-80 километров в час. Это уже болиды, сравнимые со спортивными мотоциклами.
Мопеды и скутеры, вес которых достигает 80 килограммов, теперь уже безоговорочно должны подлежать регистрации. Тем более уже есть рабочая подкатегория водительского удостоверения А1 (под нее подпадают легкие мотоциклы с объемом двигателя не более 125 кубических сантиметров максимальной мощностью не более 11 кВт; лица, достигшие 16 лет). Экзамен по ПДД тоже лишним не будет. Ведь, судя по хронике чрезвычайных происшествий, именно мопедисты чаще всего попадают в аварии, виновниками которых сами и являются.
В той же Германии действует обязательная регистрация электросамокатов с получением номерных знаков. Во Франции за превышение скорости на таких ТС можно получить штраф до 1500 тысяч евро. В Казахстане же в соответствии с Законом “О дорожном движении” эта группа водителей остается без категории, а значит, исключительно на самоконтроле. Согласно упомянутой главным полицейским города ст. 615, участникам движение грозит лишь два МРП (5834 тенге), а рецидивистам - 20 МРП или трое суток ареста. При этом последствия носят фатальный характер.
Сейчас речь идет о сравнительно малом числе транспортных средств, которые следует взять под контроль. Однако этого будет вполне достаточно, чтобы избежать жертв как в настоящем, так и в будущем, когда количество “необузданных” средств передвижения будет только расти.

Фото Талгата Галимова

Поделиться
Следуйте за нами