Парадоксы восточного онлайн-базара

В рубрике Исследования - 2021-05-06

Мадина Меирманова

Ковидные ограничения по всему миру постепенно отступают на фоне массовой вакцинации. Впрочем, новая реальность, простимулированная COVID-19, уже становится нормой жизни и, видимо, будет только совершенствоваться. Речь о переходе многих услуг в онлайн. В первую очередь, торговли

Мир все глубже “зарывается” в интернет. Карантинные локдауны перевели многие виды услуг во всемирную паутину. Электронная торговля в прошлом году получила небывалый стимул роста, и, видимо, его темпы сохранятся и в году нынешнем.
Mastercard Economics Institute недавно опубликовал исследование, согласно которому в прошлом году каждый пятый доллар, потраченный в сфере торговли, пришелся на онлайн-покупки. В 2019 году через интернет тратился лишь каждый седьмой доллар.
“Глобально сфера онлайн-коммерции стремительно развивается на фоне роста продаж и увеличения количества стран-поставщиков, - сделали вывод в исследовании. - Поскольку у покупателей появился более широкий выбор товаров и услуг онлайн, потребительские расходы в международной электронной коммерции выросли примерно на 25-30 процентов в годовом исчислении с марта 2020 года по февраль 2021 года”. В денежном выражении рост составил 900 миллиардов долларов.
По данным eMarketer, в прошлом году объем электронной торговли в мире составил 4,3 триллиона долларов. При этом розничные продажи - 18 процентов из них (годом ранее цифра составляла всего 13,6 процента).
В Казахстане и рынок поменьше, и цифры не столь впечатляющие - объем электронной торговли в 2020 году составил 1,1 триллиона тенге. Однако рост очень значительный - в 2019 году объем рынка составлял всего 702 миллиарда. При этом доля электронной коммерции составила почти 10 процентов от всей розницы против 3,7 процента годом ранее. Количество активных покупателей в интернете увеличилось с 3,2 миллиона человек в 2019 году до 3,8 миллиона человек в 2020 году.
Кстати, в Казахстане темпы оцифровки торговли и без ковида были очень впечатляющие. На конец 2018 года рынок составлял только 287 миллиардов, а доля онлайн-торговли от общего объема - всего 2,9 процента.
Но, что интересно, количество магазинов, официально зарегистрированных как интернет-магазины, у нас за последние годы практически не изменилось - чуть меньше 700. И все потому, что юридически с этим термином у нас регистрируют лишь те субъекты торговли, 90 процентов совокупного годового дохода которых приносит интернет-торговля. В этом случае (и при массе выполнения других условий) они могут претендовать на весьма чувствительные налоговые преференции. Вот тогда-то они и попадают в реестр интернет-магазинов. Остальные, имеющие гораздо меньшие объемы заказов через интернет, в этой категории не фиксируют.
Впрочем, государство надежды не теряет. И активно оцифровывает торговую сферу.
Например, стимулировать бизнес переходить полностью в интернет планируют через возмещение части затрат предпринимателей на создание интернет-магазинов. Сейчас государство возмещает часть затрат экспортеров переработанных товаров, а интернет-торговля априори рассматривается как один из инструментов расширения географии экспорта. Например, государство помогает выйти на Alibaba.com - проводит конкурсы среди производителей, победителям которых дарят “годовой абонемент” на золотой аккаунт на Alibaba. За два года его получили 100 компаний, разместившие там четыре тысячи товаров (мука, макаронные, кондитерские изделия, мед, мясо, напитки, растительные масла, мебель, одежда, товары для детей, легкопром) и наторговавшие на 18 миллионов долларов. Немного, но с учетом сокращения затрат на размещение - неплохо. В основном казахстанскими товарами интересуются покупатели из стран Юго-Восточной Азии (пищевая продукция), Ближнего Востока (мед, мясная продукция). Через маркетплейс контракты на поставку уже заключены с соседями по ЕАЭС, а также Китаем, Катаром, Узбекистаном и Объединенными Арабскими Эмиратами. Кстати, несколько компаний, поторговав на маркетплейсе первый год, приняли решение продлить регистрацию аккаунта уже за свой счет.
Сейчас Минторг активно продвигает присутствие казахстанских товаров на eBay, Amazon, “Яндекс”, Ozon, Shopify. С eBay, например, договариваются о запуске центральноазиатского eBay-хаба, где теперь могут торговать наши товаропроизводители. Попутно решают вопрос с созданием бондовых складов и запуском пилотного проекта во внешней электронной торговле ЕАЭС. Он призван упростить таможенные операции интернет-торговли стран-участниц с остальным миром.
К этому добавляются планы по введению социального кошелька (привязка через виртуальные кошельки всех социальных выплат к покупке только определенных видов товаров в определенных же магазинах). А также все более расширяющиеся услуги банков по онлайн-банкингу и растущая популярность покупки товаров в интернете (правда, только там, где уже развита система доставки и хорошо работает связь).

Нур-Султан

Поделиться
Следуйте за нами