Рефлекс на “халву”

В рубрике Исследования - 2021-05-13

Даулет Алтаев

Долги по транспортному налогу казахстанцев превышают 30 миллиардов тенге. И эта сумма постоянно растет. Если в 2019 году, по данным Минфина (по состоянию на 1 января 2019 года) примерная сумма долгов составляла свыше 14 миллиардов тенге по транспортному налогу, то сегодня мы видим уже почти двукратный рост. И это несмотря на поощрительные акции от государства типа налоговых амнистий. Это когда не учитывается пеня за просроченный платеж в бюджет.
Так вот, в сумме долга в почти 31 миллиард тенге по транспортному налогу размер пени составляет около 3,8 миллиарда тенге. Но есть ли у наших граждан стимул оплачивать их как можно скорее, чтобы сумма не продолжала расти? Ведь наше общество уже приучено к ежегодным налоговым амнистиям. Поэтому, возможно, будет тянуть до последнего и в этот раз. Кстати, относительно налоговой амнистии в этом году в Министерстве финансов официально еще ничего не говорили. Поэтому, пользуясь случаем, хотим задать вопрос - а ждать ли? А если ждать, то, позвольте узнать, для чего нам вообще такой механизм как пеня? Может, лучше его вырезать из законов?

По данным Комитета государственных доходов МФ РК (КГД), на момент подготовки материала в числе должников по транспортному налогу числится более миллиона сограждан. Общий долг - 30,6 миллиарда тенге. В этой сумме 26,8 миллиарда - основная сумма, а остальные, то есть 3,8 миллиарда тенге - начисленная пеня. Комитет госдоходов дает хорошую деталировку по регионам. Оказалось, что больше всех должны автолюбители из Алматы - 6,1 миллиарда тенге. Далее - Алматинская область, 4,8 миллиарда тенге. И, наконец, автовладельцы Нур-Султана: за ними числится около трех миллиардов тенге долгов по транспортному налогу. При этом КГД сообщает с соответствующей менторской интонацией - мол, согласно нормам Налогового кодекса, за каждый просроченный день начисляют пеню.

А вот является ли сегодня пеня стимулом не задерживаться в долгах? Согласно проведенному независимому исследованию, в списке должников, как правило, каждый год оказываются преимущественно одни и те же люди. А они-то знают: вслед за начислением пени примерно во второй половине года могут объявить налоговую амнистию и простить то, что набежало и набежит сверху. Ведь так было в 2019 и 2020 годах. Напомним, что в 2019-м, с начала года, действовала амнистия для бизнеса. Потом ближе к лету уже началась налоговая амнистия для физических лиц. Ожидали, что этим воспользуется около 1,4 миллиона человек - им планировали списать более 6,5 миллиарда тенге пени. Списывали, к слову, и штрафы.
Похожее организовали и в 2020 году. “Предположительно в 2020 году налоговой амнистией воспользуется около 1,2 миллиона граждан, то есть будет уплачено в бюджет 12,7 миллиарда тенге, а сумма списанной пени составит 4,3 миллиарда тенге”, - такие ожидания транслировал КГД в прошлом году.
Налоговую амнистию, когда ее только ввели, воспринимали как действенный механизм получения долгов. И действительно, для некоторых необходимость оплачивать пеню (размер которой приближался к размеру долга) являлась барьером (для кого-то также и психологическим). Поэтому после объявления первых послаблений зафиксировали хороший поток средств в бюджет. Ведь изначально механизм налоговых амнистий довольно успешно использовали для снижения объема “неработающих государственных денег”, которые существовали лишь в виде условных долговых расписок. Однако позже проявилась и другая сторона доброго отношения - у общества хронических должников выработался устойчивый рефлекс ожидания налоговой амнистии. Поэтому с оплатой долгов, возможно, будут временить максимально, и в этот раз в надежде, что государство вновь позволит оплатить меньше, чем должен, получается, по закону.
Ожидание прощения вполне может растянуться и на следующий год. Поэтому мы предполагаем, что компетентные органы как можно скорее должны выступить с официальным сообщением и, наконец, четко разъяснить - ждать амнистию в этом году (в ближайшие годы) или нет. Ведь долги копятся быстро, и вполне возможна ситуация, когда размер пени вновь достигнет такого уровня по стране, что государство снова вынуждено будет его списать, чтобы получить хотя бы часть денег... То есть основной долг. Впредь, похоже, так и будет - неплательщики ждут до последнего, пока не разрешат “не оплачивать лишнего”. Причем определенную группу должников не волнуют санкции в виде арестов счетов или невозможности пересечь границу - им и не надо.
И еще о пользе и вреде налоговой амнистии как явления у нас в стране. Ситуация, с точки зрения законопослушного гражданина, складывается совершенно неприемлемая. А именно - возникают раздражение и вопрос, почему на определенную сумму пени нарушитель получает преференции от государства, а он, гражданин, платящий в срок и аккуратно - нет? Это, к слову, если все же решат провести амнистию в этом году тоже. Ведь и повод есть - 30-летие независимости...
Начисление пени - это инструмент наказания рублем, если кто забыл. Так вот, государство самолично прощает пеню, то есть те деньги, которые по закону должны быть изъяты у штрафника и направлены на общее благое дело. При этом, чтобы уравнять в правах, государство не поощряет законопослушных плательщиков и помогает, получается, лишь самым злостным нарушителям законов. Это все приводит к обратному эффекту - у рядового гражданина складывается впечатление, что государство намеренно помогает уклонистам. Опять же, даже не пытаясь поощрить и уравнять в правах законопослушных граждан - допустим, освободив их от налога на транспорт, имущество, землю. Или по-иному оказав внимание и заботу тем, кто понимает всю важность своевременной оплаты налога, который в дальнейшем используют, повторим, на благо всего общества.
А не стоит ли Минфину в принципе отказаться от такого способа наказания как пеня и оставить лишь блокировки и ввести штрафы? По крайней мере никому обидно не будет. Да и потом, зачем лишняя работа, счета, коды и прочая загрузка фискальной системы, раз это не работает так, как задумывалось?
Мало кто из должников понимает, на какие по масштабу уступки идет государство, прощая долги. Более того, “налоговый праздник”, “сезон скидок для налогоплательщиков” скатывается в обыденность, которая чуть ли не стимулирует не торопиться с платежами. Поверьте, еще немного, и налоговую амнистию начнут требовать. И какое будет возмущение, если откажут! Ведь настроение общества, а это все увеличивающиеся долги и дни просрочек (вернемся к упомянутым выше 30 миллиардам), говорит о том, что уже ждут. Более того, многие уверены, что дадут!
Когда мы говорили о необходимости и выдающейся пользе такого механизма для общества, мы выступали исключительно за разовую акцию. А потом предлагали наоборот ввести многократное ужесточение за просроченный платеж, иначе это работать не будет. Собственно, так и получается - суммы долгов постоянно растут.

С отсутствием желания оплачивать транспортный налог вовремя можно бороться довольно жестким, но относительно простым и в то же время действенным способом. А именно - приравнять задолженность к нарушению дорожного законодательства или правил дорожного движения. Ведь раз запрещается эксплуатировать автомобиль без технического осмотра, то почему бы не сделать это и для транспортного налога? Без оплаты, мол, не имеешь права выезжать на общую дорогу и пользоваться общей инфраструктурой.
Да, для этого все же придется изменить некоторые законы и наделить полицию, так как все же это не их вотчина, возможностью выявлять и останавливать должников на дороге и направлять их транспорт на штрафную стоянку вплоть до оплаты долга. Да, мера может показаться излишне жесткой, отчего и непопулярной среди того миллиона злостных неплательщиков. Но это мнение всего 1\18 от законопослушного общества. И это почти моментально решит проблему.

Поделиться