Нелогичная логистика

В рубрике Новость дня - 2021-05-14

Ольга Шишанова

Запланированные работы по дноуглублению Каспийского моря вызвали противостояние экологов и нефтедобытчиков.
Предполагаемые каналы длиной по 56 километров и шириной 115 метров, по словам представителей нефтедобывающей компании NCOC, должны помочь их морским судам заходить на прибрежные острова. Потому как якобы из-за усиливающегося уровня падения Каспия сбои в морской логистике происходят все чаще и чаще. В то время как такие суда перевозят людей, продукты питания, детали машин, отходы, материалы для проектов. Иными словами, “жизненно необходимы” для нормального функционирования их нефтедобычи.
Экологи в противовес этому заявляют, что все те суда, которые работают на Каспии, уже сегодня серьезно вредят экосистеме моря, вызывая гибель животных, оставляя за собой множество различного мусора, разлитую нефть, отравляя вредными выбросами все вокруг

Что уж говорить о том, что предполагаемые работы по дноуглублению нарушат экологию всего морского зеркала, и в экологическую катастрофу окажутся втянуты все пять стран, делящих Каспий сегодня. Тогда как каналы быстро затянутся илом, и их очистка точно будет производиться за счет налогоплательщиков. К слову, подобные прецеденты уже наблюдались в странах Ближнего Востока.
И еще один момент, о котором нефтедобытчики скромно умалчивают. Дело в том, что, согласно предварительным экспертным данным, этот проект приведет к еще большему падению уровня моря, практически необратимому, но на самом деле выгодному нефтяным компаниям, добывающим нефть на шельфах, поскольку серьезно сможет минимизировать их рабочие риски.

WELAR

Каспийское море - сегодня самый большой водоем в Казахстане, площадь которого составляет более 390 тысяч квадратных километров, а бассейна (с учетом множества источников - в море впадают 130 рек, но основной поток обеспечивают Волга и Урал) - свыше 3,1 миллиона квадратных километров при максимальной глубине в 1025 метров.
Однако эти цифры могут серьезно измениться, а причиной может стать углубление дна моря, которое не так давно обсуждали в ходе круглого стола, что прошел в Атырауской области.
Инициатива исходила от нефтяников - и не только, как выясняется, казахстанских.
При этом рыть дно уникальнейшего среднеазиатского водоема собирается компания NCOC. И если эти планы претворят в жизнь, это будут два канала в 56 километров каждый и шириной до 115 метров.
От этого независимые экологи в ужасе, предрекая катастрофу, которая будет иметь долгоиграющие последствия.
Другими словами, беспрецедентный для Казахстана по своим масштабам, вовлеченности ресурсов и воздействию на природу проект, включающий создание двух судоходных каналов, станет прямым путем к экологической катастрофе. И тогда спасти Каспий будет не под силу никакому общественному мониторингу.
В Министерстве экологии, геологии и природных ресурсов об этом, конечно же, знают, но почему-то умалчивают обо всей серьезности последствий. В то же время, по мнению экспертов, которые на самом деле переживают за состояние Каспийского моря, дноуглубление с наибольшей вероятностью убьет одних обитателей Каспия, а существование других поставит под угрозу. При этом нарушатся как естественные условия жизни морских обитателей, так и выстроившаяся за миллионы лет пищевая цепочка.
Сделать все это предполагают близ месторождения Кашаган. В рамках проекта придется снять более 18 миллионов кубических метров грунта Каспия. Тогда как площадь, на которой хотят провести запланированные работы, будет равняться 29 миллионам квадратных метров.
По некоторым данным, реализацию проекта намерены закончить к осени 2022 года. А между тем в Казахстане, как выяснилось, совсем не проходили слушания, в которые были бы вовлечены все заинтересованные стороны, зато известно о тех, которые провела сама компания NCOC. Но все прошло за закрытыми дверями - всего около 100 человек участвовали в обсуждении столь важного вопроса.
Стало также известно, что и Минэкологии Казахстана выдало благоприятное экспертное заключение, фактически дав добро на “рытье” Каспия. Независимые эксперты при этом считают, что дело оказалось еще и в том, что в противном случае инвесторы могут обратиться в международные арбитражные инстанции и будут в выигрыше, а Казахстану придется выплачивать компенсации и неустойки. Ведь, по предварительным данным, так называемая легкая нефть, та, что залегает на глубине не более 200 метров, насчитывает пять миллионов баррелей, которых хватит на ближайшие сто лет точно.
С другой стороны, иски могут быть еще серьезнее в случае крупной аварии на море, что может случиться в ходе того же дноуглубления. Причем их могут выдвинуть как прибрежные страны, так и международные организации.
Но самое главное, стратегия консорциума NCOC при фактическом бездействии Минэкологии и попустительстве Минэнерго, которые игнорируют прямую угрозу экологии Казахстана, является губительной для флоры и фауны Каспийского моря. Тем более что падение уровня воды в этом водоеме в последнее время растет в геометрической прогрессии. И потому экологически губительные последствия этого явления плюс дноуглубление нельзя будет даже сравнить с катастрофой Арала, проблемами трансграничных рек в республике и прочими водными “нересурсами”. Это будет просто экологическое убийство не одной и даже не нескольких областей, а гибель всего Центрально-Азиатского региона.
Так что, может, вместо столь печального сценария стоит присвоить Каспийскому морю статус особо охраняемой территории национального значения, наложить мораторий на любые работы по углублению дна, осушению или иные инфраструктурные действия, способные нанести вред экологии. И всерьез заняться восстановлением этого многострадального моря, пока не стало слишком поздно.

Нур-Султан

Поделиться