Хранитель знаков

В рубрике Культура - 2021-06-17

Ольга Шишанова

В столичной галерее Kulanshi открылась экспозиция, основу которой составили ювелирные предметы искусства из частной коллекции Сержана Баширова. А также его авторские работы, инсталляции и старинные предметы казахского быта XVIII - XX веков

По словам организаторов вернисажа, будучи художником, мастером, коллекционером, Сержан Баширов сохраняет традиции степного искусства вот уже на протяжении полувека. Еще студентом Сержан начал собирать старинные ювелирные украшения и предметы быта казахской кочевой культуры. С тех пор он живет в мире, наполненном историями старинных ковров, тайнами сундуков, легендами древнего оружия. Более того, Сержан Баширов создает и свои произведения из серебра и золота, меди и бронзы, дерева, кости и камней. И каждый компонент магического процесса создания несет в себе тайный смысл. Например, камень оберегает, серебро чистит пространство, золото просветляет. А вот кость уже связывает нити времен, тогда как медь соединяет с землей, а бронза открывает секреты этого самого времени.

К слову, приобщаться к искусству Баширов начал еще в 1980-е годы.

- Бабушка еще в студенческие годы подарила мне царский серебряный полтинник и сказала сделать ей колечко. Но я почему-то помню эти царские серебряные полтинники на казахском сюртуке, которые были нашиты на нем. И мне стало жаль их переплавлять, что и стало началом. Сначала я собирал любые монеты, потом в начале перестройки и в 1990-х годах увлекся старинными казахскими украшениями. Потом перешел к предметам быта казахов, интерьера юрты, текстилю, коврам, войлоку. Постепенно начал собирать, - делится коллекционер.

Но и это еще не все. В 1984 году он окончил художественное училище в Алма-Ате и после возвращения со службы в армии в 1986 году начал творить. Дальше - больше. В конце 1980-х - начале 1990-х годов Баширов воссоздает музейные предметы и украшения, что позже подвигло его к более глубокому изучению казахских ювелирных украшений. При этом он всегда отражал собственную интерпретацию существовавших ранее вещей, и на основании воссоздания уже существующих предметов постепенно выработал свой собственный стиль - этноавангард. И еще он очень любит использовать в своих работах серебро.

- Золото, конечно, тоже очень привлекательно, но почему-то в степи всегда в основном использовали серебро. Хотя были сравнения - говорили: дорогая (или богатая) вещь, как золото. Но на самом деле все это было серебряным, просто богато украшенным. Серебро - очень мягкий, податливый, пластичный материал. Поддается ковке, пайке и цвет приятный, - поясняет зергер.

Кроме того, мастер использует в своих работах старые знаковые исламские традиции, смешивая разные материалы - кость и дерево, серебро и кожу. Кроме того, не отвергает он и новые технологии, покупая некоторые недостающие материалы в разных уголках планеты.
Тем не менее, по его словам, некоторые работы ждут своего завершения годами.

- Я делаю параллельно несколько изделий. Некоторые из них не могу закончить сразу - они будто не хотят этого и висят у меня на стене. Но когда приходит время, я заканчиваю их очень быстро, - уверяет Баширов.

Главный куратор выставки доктор Лейла Махат говорит, что знает Сержана Баширова уже давно, дружит с ним и уважает его творчество.

- Сержан Баширов - не только художник, скульптор, ювелир, инсталлятор, он на самом деле человек, который бережно хранит истоки культуры изобразительного искусства Казахстана. Поэтому то, что делает этот мастер, - это подвиг. Так, он на собственные деньги со студенческих лет собирает казахский антиквариат, предметы кочевого быта казахского народа и, вдохновляясь тем, что видит, вдохновляясь воспоминаниями детства и аурой, которая присутствует вокруг этого мистического процесса казахской кочевки, еще создает и свои уникальные произведения искусства, - рассказывает она.

Лейла Махат также отмечает, что практически все материалы, которыми пользуется Сержан Баширов, экологичны и связаны с кочевым образом жизни казахского народа.

- Это все натуральные материалы: кость, дерево, металлы. Разные металлы - латунь, медь, золото, серебро. Если внимательно посмотреть на ювелирные украшения, которые делает Баширов, то становится понятно - мастер использует древние методы казахского ювелирного мастерства. И мне кажется, что этот симбиоз, который мы сегодня показываем, с одной стороны, антикварные предметы быта, а с другой - современное ювелирное искусство, малая пластика - демонстрирует, насколько гармонично художник передает истоки будущему поколению. А ведь кочевой образ жизни не обеспечивал казахов специальными инструментами, которыми сейчас владеют ювелиры. Например, гальваника, обработка металла так, чтобы он блестел, или применение какой-то специальной шлифовки... То есть, я хочу сказать, что Сержан овладел искусством в той же степени, в которой наши предки делали свои предметы быта и украшения. И это все сделано только его руками, большей частью на открытом огне, причем каких-то специальных больших приспособлений вовсе не потребовалось для того, чтобы воссоздать то старинное искусство, которое показывает нам сегодня Баширов, - заключила Лейла Махат.

Нур-Султан

Поделиться
Следуйте за нами