Выхода нет

В рубрике Исследования - 2021-06-18

Алексей Мальченко

За последние два года облик дорожного трафика Алматы претерпел значительные изменения. С одной стороны, увеличилось число камер фиксации нарушений ПДД, что позволило упорядочить движение, с другой - появилось большое числу скутеров и мопедов, которые в этот самый порядок внесли хаос и неразбериху.
Причины роста популярности легкого транспорта очевидны - из-за пандемии появилось большое число курьерских компаний, профилирующийся на доставке малогабаритных грузов. Но проблема заключается в том, что в большинстве своем эти самые доставщики в принципе не соблюдают ПДД, позволяя себе проезжать на красный, ездить по тротуарам, пешеходным аллеям и парковым зонам. Всему виной отсутствие контроля со стороны органов правопорядка и несовершенство действующего закона в целом

Дело в том, что согласно правилам, если объем двигателя мопеда свыше 50 кубов, то он должен быть зарегистрирован как транспортное средство в органах полиции и водитель должен иметь права соответствующей категории. Если же не превышает, то, как сказал в известном произведении кот Матроскин, “усы, лапы и хвост - вот мои документы”. Из-за безнаказанности у людей появляется ложное чувство вседозволенности, которое приводит ко всем вытекающим последствиям.

С начала этого года уже произошло несколько десятков ДТП, одно из которых закончилось летальным исходом.

Но у этого вопроса есть и другая сторона - хранение транспорта, что является не меньшей проблемой, способной привести к рискам для жизни еще большего количества людей.

Действительно, по городу рассекает целая армада мопедистов, и весь этот мотопарк где-то должен ночевать и обслуживаться. Хорошо, если владелец двухколесного транспорта проживает в частном доме, здесь никаких вопросов не возникает. Но что если дом многоквартирный? Жильцы Алматы и других крупных городов Казахстана все чаще начали сталкиваться с проблемой парковки таких скутеров непосредственно в подъездах многоквартирных домов. Какие аргументы приводят мопедисты?

Согласно жилищному кодексу в многоквартирном доме часть площадей находится в общей совместной собственности, а значит, каждый имеет право пользоваться этим пространством, но по назначению.

Например, парковать велосипед, самокат (не электро) или коляску можно, и то при условии, что они не загромождают проход и не мешают соседям. Если же вещей много, скажем, четыре-пять велосипедов или два-три мопеда, то это уже нарушение, поскольку загромождать эвакуационные пути и выходы запрещено. А к таковым относятся проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки. Это прямое нарушение пожарных норм, за которое предусмотрен штраф в размере 5 МРП (14 585 тенге).

Поэтому, если факт загромождения налицо, а договориться с владельцем транспорта не удается, достаточно вызвать пожарную инспекцию, которая “порадует” горе-водителей незапланированными расходами.

Пожарная
ситуация

На самом деле проблема хранения мопедов в подъездах заключена не только и не столько в том, что они кому-то мешают ходить, а в том, что они несут в себе большую угрозу. Как правило, к “подъездной парковке” прибегают те люди, которые владеют дешевым и, как правило, низкокачественным транспортом. Поскольку другая категория людей, у кого в приоритете качество и безопасность, подъездному хранению предпочтут автомобильную стоянку или собственный гараж.

В свою очередь низкое качество агрегата всегда сопровождается регулярными неполадками и даже поломками. Отсюда и невыносимый шлейф аромата бензина, который остается за мопедом. И если на открытом воздухе незначительная утечка топлива может быть незаметной, то в закрытом и плохо проветриваемом помещении (а подъезд многоэтажного дома относится как раз к таким) потеря приводит к накоплению паров бензина. А это уже бомба замедленного действия. Небрежно брошенный мимо пепельницы окурок соседа на каком-нибудь из верхних этажей может привести к детонации. Взрыв может произойти даже от небольшой искры, которая проскакивает в переключателе подъездного освещения при включении света.

Не так важна причина, как следствие, ведь полыхающий мопед может полностью преградить выход из подъезда, оставив всех жильцов невольными заложниками. В ноябре 2020 года уже произошел аналогичный случай в одной из многоэтажек Усть-Каменогорска. Тогда в импровизированном тамбуре, которые любят организовывать в подъезде под лестничным маршем, загорелись личные вещи и мопед.

“Загорание произошло на первом этаже, поэтому дым стал подниматься вверх, моментально заполнив весь подъезд. Прибывшие пожарные сразу же принялись спасать жителей. Эвакуировали 35 человек, среди них было 15 детей, в том числе и груднички, а также двое инвалидов. Их сразу же поместили в теплую “вахтовку”, - прокомментировали тогда спасатели.

Не все знают, но первый враг для человека вовсе не огонь, а дым, который слепит и приводит к удушению. При сильном задымлении человек может погибнуть, даже находясь на значительном расстоянии от источника возгорания. Спускаясь с пятого этажа, человек может просто не добежать до выхода и потерять сознание уже на третьем.

Именно поэтому при пожаре в Усть-Каменогорске людей из задымленного подъезда и квартир вызволяли с помощью пожарной лестницы, через окна квартир.

Прописка имеет
значение

Пассивным, но не менее раздражающим фактором является шум, связанный с обслуживанием мопедов. Если транспорт в исправном состоянии, то никаких вопросов не возникает, если же нет, то маленький двухтактный двигатель может реветь как грузовик - не самый приятный из способов пробуждения.

Но и здесь жильцы дома могут привлечь мопедистов к ответственности. Согласно действующим санитарным нормам и правилам, за нарушение тишины в ночное время, а точнее с 23.00 до 6.00, предусмотрено административное наказание в виде предупреждения, затем - штрафа в размере пяти МРП для физлиц. При повторном нарушении в течение года после наложения административного взыскания размер штрафа увеличится вдвое: для физлиц - 10 МРП, или 29 170 тенге. Кстати, для субъектов малого предпринимательства, к которым в теории можно отнести и курьеров, эта сумма составит уже 20 МРП (58 340 тенге).

Если же мопеды вообще без глушителей, то оштрафовать могут и за шум в дневное время в том случае, если его уровень превышает 55 дБ. Чем измерить этот самый шум?

Доказать, что громкие звуки нарушают ваш покой, можно с помощью заключения специалиста. Такую проверку соответствия заказывают в подразделениях департамента Комитета государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения.

Есть и другой способ воздействия на несговорчивых соседей. Практика показывает, что наименее дружелюбные и конфликтные соседи - те, кто арендует жилье и не являются непосредственным владельцем. Люди, которые снимают жилье на короткий срок, порой попросту не задумываются о построении хороших отношений с соседями. А напрасно, ведь правила пребывания в арендованном жилье - камень с множеством граней.

Здесь можно обратиться в районное отделение налоговой службы для того, чтобы проверить, легально ли сосед занимается таким бизнесом. Арендодатель обязан уплачивать налог с прибыли. Если выяснится, что никакой регистрации ИП или декларации по ИПН (форма № 240) у него нет, то, согласно ст. 275 Административного кодекса РК, за сокрытие объектов налогообложения нарушителю грозит штраф в размере 150 процентов от суммы налогов и других обязательных платежей, подлежащих уплате по сокрытому объекту налогообложения.

За повторное нарушение в течение года сумма штрафа достигнет 200 процентов. Также согласно правилам регистрации граждан, вступившим в силу с начала 2017 года, арендаторы обязаны оформлять временную регистрацию в течение 10 дней с момента заезда. За ее отсутствие отвечать придется вновь собственнику квартиры. В первый раз он отделается письменным предупреждением, но если не устранить нарушение в течение 30 дней, будет выписан штраф в размере 10 МРП - это для физических лиц. Если хозяин квартиры является индивидуальным предпринимателем (то есть бизнес он оформил честно, а временную регистрацию оформлять не стал), то штраф достигнет 30 МРП (87 510 тенге). Достанется и самим арендаторам. Штраф - семь МРП (20 419 тенге), при повторном нарушении эта цифра увеличится почти в два раза.

Таким образом, если истинный владелец квартиры не позаботился о бывших соседях и не донес до квартирантов, что проживание допустимо только с соблюдением норм, принятых цивилизованным обществом, то отвечать придется своим кошельком.

Общество не против быстрой доставки еды и только за то, чтобы число курьеров увеличивалось, но на дороги должны выпускать только адекватных водителей, которые соблюдают ПДД и хранят транспорт там, где это положено, не создавая неоправданных для жизни рисков.

Поделиться
Следуйте за нами