Эльвира Сыздыкова
На прошлой неделе прошла онлайн-встреча “Молодое кино Казахстана: творчество в эпоху пандемии”, объединившая за одним виртуальным столом разные поколения отечественных кинематографистов, киноведов и педагогов. Участники подискутировали о творчестве в ковидную эру, господдержке юных авторов, сплоченности нового поколения кинематографистов, необходимости снимать вопреки всему и очаровании казахстанских фильмов в глазах зарубежных зрителей
Встречу на платформе Zoom организовали Германо-Казахстанское общество, Дом Абая в Германии, факультет “Кино и ТВ” Казахской национальной академии искусств имени Жургенова. Модераторами мероприятия выступили директор Германо-Казахстанского общества и Дома Абая в Германии Галина Нуртазинова, а также мастер документального кино доцент кафедры “Кино и ТВ” академии имени Жургенова Асия Байгожина.
Первым в ряду многочисленных спикеров встречи отметился Бауржан Шукенов, ныне занимающий пост заместителя председателя правления Государственного центра поддержки национального кино. Он рассказал о том, что в последние годы для молодых авторов вырос шанс найти финансовую поддержку проектов и как он преобразовался под натиском пандемии.
Шукенов комментирует: “Раньше распределение денег шло через государственную студию, сейчас организуют питчинг, на котором претенденты защищают свои проекты. Эта вещь, я считаю, основополагающая для того, чтобы люди имели доступ к грантам. Касательно пандемии: если рассматривать деятельность ГЦПНК, проблема возникла с тем, что большинство запущенных проектов законсервировали. Мы ожидаем дополнительных ассигнований, потому что получили больше 500 заявок на конкурс, это огромные суммы. Новое руководство центра основную ставку хочет сделать на дебюты и на молодое кино, на людей, которые имеют какой-то бэкграунд и еще не “забронзовели”, чувствующих новое время”.
Несколько иной точки зрения на тенденции в казахстанской киноиндустрии придерживается режиссер Дамир Манабаев, автор картины “Суржекей - ангел смерти”. Он признается: “Мы ограничены в средствах, а потому происходят какие-то метания. То мы историческое кино снимаем, теперь будем помогать молодым. Эти метания из стороны в сторону меня всегда раздражали. Мне кажется, чего-то у нас все же не хватает. Солидности, может”.
Частью онлайн-инициативы стал также и молодой автор Серик Абишев, постоянный продюсер фильмов Адильхана Ержанова. Он рассказывает о творческом пути их команды: “Мы дошли до каких-то достижений благодаря тому, что готовы были снимать, несмотря ни на что. Снимали вопреки, и поскольку у нас были трудности вначале, думаю, и темы получались соответствующие. Если бы сразу после окончания “Журегеновки” нас лелеяли и помогали с финансированием, возможно, история была бы совсем другой. Более молодым могу лишь посоветовать постоянно что-то делать, снимать, писать. Нужно иметь соратников, чтобы безостановочно работать даже без финансирования”.
Среди педагогов, горячо болеющих за поддержку молодого кинематографа республики, оказался Ерлан Нурмухамбет, режиссер, заведующий кафедрой “Кино и ТВ” в Казахском национальном университете искусств. Уже второй раз в вузе проводят конкурс дипломных работ студентов, изучающих кино. Нурмухамбет говорит: “Мы стараемся привлекать продюсеров, заинтересованных лиц. За два года мы успели понять, что такие люди есть”. Педагог также отметил важность присутствия в образовательной программе студентов этого направления дисциплин, связанных с планированием бюджета.
Кадр из фильма “Марьям” (режиссер - Шарипа Уразбаева)
Встречу посетила Шарипа Уразбаева, снявшая ленту “Марьям”, основанную на реальной истории. За картину постановщица удостоилась номинации Азиатской киноакадемии как лучший режиссер-дебютант. Молодым кинематографистам она советует: “Все зависит от вас. Если вы талантливы, если есть камера, все доступно, идите снимайте. Сейчас, я знаю, многие кинофестивали смотрят именно на идею, не обязательно иметь передовое качество. Не ждите, можно перегореть, идите вперед”.
Алишер Жадигеров, студент академии имени Жургенова, автор нескольких десятков короткометражек, участник отечественных и зарубежных смотров, в свою очередь поделился своим видением нынешнего состояния киносреды: “Для меня кинематограф - это большой пункт, в котором пересекаются разные люди, которые для меня как сестры и братья, отцы и матери. Есть кинематографисты, обвиняющие в своих неудачах старшее поколение. Есть позитивные авторы, творящие с пониманием дела, третьи хотят пробиться своими усилиями, в этом пути нет родителей, нет власти, нет надежды. Наше поколение идет третьим путем”. И все же, несмотря на попытки, Жадигеров считает, что большинство кинематографистов “находится в огромной яме”, из которой выбираются сильнейшие. По мнению студента, казахстанцы так и не отрефлексировали свое прошлое, и именно это является основной причиной застоя.
Молодая постановщица Бану Рамазанова, автор документальной ленты “Преодолевая барьеры”, объездившей уже 38 фестивалей, в рамках встречи делится: “Год выдался необычным. В плане фестивального продвижения стало легче. Раньше многие смотры ждали именно больших премьер от фильмов. Пандемия открыла границы, охват аудитории стал больше, легче стало налаживать связи. Думаю, онлайн-формат фестивалей еще надолго останется”.
Кадр из фильма “Черный, черный человек” (режиссер - Адильхан Ержанов)
Поразмыслив о том, чем очаровывает иностранного зрителя казахстанское кино, Рамазанова отвечает: “Есть некая поэтичность в наших картинах, возможно, потому что запад понимает кино как индустрию, идет по определенной тематике, статистике. Кинематограф Казахстана идет буйным путем, эмоциональным, выражает то, что хочет. Поэтичность дерзкого духа номадов все равно берет верх и переходит на экраны. Это необычно, в этом есть свежий взгляд”.