“ТРУДНЫЕ” УЧЕНИКИ ВООРУЖЕНЫ

В рубрике Анонсированные материалы - 2021-07-01

Алла Иванилова

Буллинг является одной из причин вооруженных школьных нападений. В этой связи помимо усиления безопасности в учебных заведениях власти намерены разработать правила профилактики этого явления

Вооруженные нападения в учебных учреждениях, или скулшутинг (от англ. school shooting - “школьная стрельба”) наиболее распространены в Соединенных Штатах Америки. Проведенное Секретной службой США всестороннее исследование показало, что нельзя точно выделить определенный тип школьников, склонных к такого рода преступлениям. Некоторые из тех, кто совершал впоследствии массовые расстрелы соучеников, жили с обоими родителями в практически “идеальных американских семьях”, были приемные дети или из неполных семей. Большая часть никогда не имела проблем с обучением. Школьные стрелки зачастую не одиночки - они желают общения, но многие впоследствии сообщали следователям, что пошли на насилие из-за преследований со стороны соучеников, а также из-за своей отчужденности от коллектива. В 75 процентах случаев стрелки говорили или находили свидетельства того, что они были жертвами издевательств в школе.

Расстрелы школьников - это ЧП, которое никогда не остается незамеченным. Чиновники оперативно реагируют, в том числе и в соседних странах. Стрельба в одной из школ Казани дала пищу для размышлений. Власти Казахстана вплотную занялись вопросом безопасности в школах. Сейчас на повестке дня стоит решение ряда вопросов. По словам Министра внутренних дел Ерлана Тургумбаева, сейчас в стране насчитывается свыше 8,8 тысячи объектов образования, отнесенных к категории уязвимых в террористическом отношении. Их количество увеличили на 2,3 тысячи в апреле этого года с принятием соответствующего постановления Правительства. С учетом трагических событий в Казани в прошлом месяце в учебных заведениях Казахстана провели внеплановые проверки всех общеобразовательных школ, которые выявили ряд недочетов. Так, несмотря на стопроцентное оснащение школ системами видеонаблюдения, они почти не соответствуют утвержденным стандартам. Установлено наличие неработающих видеокамер, слепых зон, непродолжительное хранение информации, отсутствие источников бесперебойного и резервного питания. Больше всего таких нарушений в Карагандинской и Туркестанской областях. В свою очередь, по словам главы МВД, эффективность от камер видеонаблюдения должна обеспечиваться их использованием на входных группах, как внутри, так и снаружи, на всех этажах зданий, по периметру прилегающей территории. Кроме того, не везде системы видеонаблюдения интегрированы с центрами оперативного управления. Сегодня к ним подключены только 1085 школ. 1,4 миллиарда тенге предусмотрены для приведения систем видеонаблюдения в соответствие со стандартами.

Также в организациях образования ведут работу по установке тревожных кнопок. Сейчас их количество составляет 648 (9,3 процента). Сигнальными системами не оснащены школы в Алматинской, Павлодарской и Западно-Казахстанской областях. Для этого в местных бюджетах предусмотрены финансовые средства на сумму 980 миллионов тенге.

Есть проблемы с оснащением школ турникетами и системами контроля и управления доступом. Ими оснащены только четыре и пять процентов школ соответственно. Такие системы должны устанавливать на основных входных группах. Они позволят обеспечивать допуск в здания школ с помощью специальных электронных карт, а также оповещать через СМС родителей о входе и выходе ребенка из школы. Сейчас они успешно функционируют в ряде школ городов Нур-Султан и Алматы.

Специализированная служба охраны введена в 38 процентах городских школ (680) - в Нур-Султане, Алматы, в Карагандинской, Восточно-Казахстанской и Северо-Казахстанской областях. С тем, чтобы в школах обеспечивалась высококвалифицированная охрана и надежная безопасность, в марте усилили требования к частным охранным организациям. Ввели обязанность по наличию радиосвязи, не менее двух мобильных групп оперативного реагирования, а также служебного огнестрельного оружия. Местным исполнительным органам на эти цели выделили сумму в размере 828 миллионов тенге.

Исследователи Секретной службы США (USSS) считают, что политика нулевой терпимости и металлоискатели “вряд ли будут полезны”. По их мнению, школы делают ложную ставку на безопасность, когда им следует уделять больше внимания поведению учеников. Исключение или отстранение студентов за незначительные нарушения, наоборот, могут дать искру, которая подтолкнет некоторых вернуться в школу с оружием. В Казахстане намерены усилить роль психологических служб. С 2019 года увеличили заработную плату педагогов-психологов. При успешном прохождении национального тестирования им выплачивают доплату от 30 до 50 процентов от базового должностного оклада. Планируют увеличить количество педагогов-психологов. Министерство образования и науки вносит изменения в типовые штаты и перечень должностей. Нагрузку педагогов-психологов будут устанавливать в зависимости от количества обучающихся. Кроме того, министерство разрабатывает единые требования к деятельности психологических служб и правила профилактики буллинга (кибербуллинга) среди несовершеннолетних. Также планируют внедрить новый формат взаимодействия школы и родителей.

МВД совместно с Министерством образования и науки утвердило перечень запрещенных к проносу в организации образования предметов. Это огнестрельное и холодное оружие, взрывчатые устройства и их имитаторы, другие предметы, опасные для жизни и здоровья детей.

К слову, после случаев расстрела в школах власть зачастую ужесточает законы по огнестрельному оружию. Однако Национальная стрелковая ассоциация США выступает против этого, указывая, что запрет на ношение огнестрельного оружия в пределах школ лишит людей возможности оказать сопротивление преступнику. Есть наглядные случаи, когда преступников останавливали не полиция, а сами ученики, выстрелив в нападавших из собственного оружия. В течение многих лет в некоторых районах США разрешено держать в школьных помещениях огнестрельное оружие для предотвращения возможных нападений или оказания сопротивления преступнику. В 2008 году Харрольдский независимый школьный округ в Техасе стал первым в США образовательным округом, который позволил учителям носить огнестрельное оружие в школу - в классные помещения. От учителей требовалось пройти специальную дополнительную подготовку по владению оружием, а также пользоваться такими патронами, которые не могут отрикошетить. Решением Верховного суда штата Юта в 2006 году студентам Университета Юты позволили тайно носить короткоствольное оружие, если на него есть действующая государственная лицензия.

В Казахстане такого подхода не придерживаются, а считают, что в кратчайшие сроки необходимо внедрить алгоритм действий персонала и учащихся при угрозах и возникновении кризисных ситуаций. Уже с 1 сентября 2021 года организовать регулярную специальную подготовку учеников и работников школ к действиям при таких ситуациях.

Наряду с усилением защиты школ аналогичные требования будут выработаны и обеспечены в детских садах, колледжах и вузах.

Нур-Султан

Поделиться
Следуйте за нами