КРЕДИТ НЕДОВЕРИЯ

В рубрике Анонсированные материалы - 2021-07-08

В Казахстане появится банковский “черный список”

Алексей Мальченко

Число эпизодов интернет-мошенничества в стране неустанно растет, несмотря на все меры, принимаемые для их предупреждения. И похоже, что единственным способом как-то себя обезопасить будет добровольное занесение в “черный список” банковской системы, куда, возможно, уже в ближайшем будущем казахстанцы смогут попасть добровольно

ЦОНный сотрудник

Развитие сервисов и онлайн-платежей в значительной степени упростило, а где-то и обезопасило жизнь казахстанцев. Сейчас уже никто не носит в кошельке большие суммы денег, ведь все сбережения с легкостью умещаются в куске пластика - банковской карте. Однако условная безопасность, сформировавшаяся из-за отсутствия физического кэша, имела лишь краткосрочный эффект. В мире воров и мошенников теперь в почете не те, у кого ловкие руки, дающие способность расстегивать булавку щелчком пальца, а те, кто дружит с компьютером и разбирается в интернет-банкинге.

Поскольку все больше казахстанцев предпочитают виртуальные деньги наличным, рост мошеннических действий в этой сфере неизбежен. В большинстве своем все аферисты работают по одной схеме - выуживают конфиденциальную информацию у потенциальной жертвы, а дальше, как говорится, дело техники: или кредит оформят, или карту обчистят. Ведь многие операции в сети осуществимы без физического присутствия человека в конкретном месте, будь то магазин или филиал банка.

Конечно, сейчас уже люди стали настороженно относиться к звонкам с неизвестных номеров, ведь средства массовой информации не перестают публиковать “рецепты”, которыми пользуются аферисты. Но трансформации в этой сфере идут без остановки, и чтобы быть защищенным, нужно обладать актуальной информацией.

Так, последним веяньем мошенников стали попытки выуживания информации и получения денег под прикрытием сотрудника Центра обслуживания населения. За последний месяц значительно участились звонки в единый контакт-центр ЦОНов, в которых граждане сообщают о поступающих звонках от неизвестных лиц, которые представляются их сотрудниками. Мошенники сообщают гражданам, что у тех якобы имеется задолженность перед бюджетом и на основании этого их ИИН могут заблокировать. Это что-то новенькое, ведь прежде угрожали блокировкой банковского счета. При этом кульминация звонка от мошенника прежняя - после длительной беседы, в ходе которой мошенники запрашивают различную информацию, чтобы рассеять внимание абонента, в итоге требуют назвать паспортные и другие личные данные. Якобы для сверки.

В свою очередь, государственная корпорация “Правительство для граждан” дала опровержение причастности к этим звонкам и предупредила казахстанцев о новой тактике мошенников.

“В связи с участившимися случаями мошеннических действий “Правительство для граждан” предупреждает, что сотрудники ЦОНа не обзванивают клиентов и не просят погасить долги или сверить паспортные данные. Работники госкорпорации также не имеют доступа к базам данных должников, не могут заблокировать банковские счета или поставить запрет на выезд за границу. Вся коммуникация с клиентами осуществляется только через единый контакт-центр 1414. Через SMS-уведомления клиентам сообщают о имеющейся брони, истечении срока действия документов или готовности госуслуги. Просим казахстанцев быть бдительными и не передавать посторонним лицам свои паспортные данные или цифровые подписи. Получив доступ к вашему личному кабинету, злоумышленники могут использовать вашу личную информацию в корыстных целях”, - говорится в официальном сообщении.

Не качайте долги

В том, чем чревата излишняя доверчивость и мнительность, накануне убедилась алматинка Марина Бостанжиева, которая ввиду всего одного неосторожного разговора по телефону задолжала банкам почти пять с половиной миллионов тенге.

Для того чтобы охватить как можно большую аудиторию, этот пример транслировали в эфире “Первого канала Евразия”. В своей истории женщина рассказала, что сначала ей позвонила девушка, которая представилась менеджером банка. Неизвестная сообщила, что кто-то подал заявки на кредит от ее имени. И на этом, собственно, все. Ни запросов личных данных, ни каких-то других настораживающих действий. Да, нередко мошенники работают группами, и, как правило, у всех хорошо поставлена речь. Общаются они очень обходительно и тактично. Повторим, все это делается для того, чтобы усыпить бдительность.

Естественно, узнав о том, что кто-то пытается взять кредит на ее имя, алматинка попросила остановить операцию. Тут же незнакомка попыталась ее успокоить и сказала, что свяжет с отделом собственной безопасности. Мол, в нем должны помочь разобраться в ситуации.

Число мошеннических операций участилось - это в трубку говорят сами мошенники, пытаясь, таким образом, запугать жертву. Девушка-мошенник попросила выполнять все действия, указанные сотрудником отдела безопасности (по сути, ее подельником), тогда ничего страшного не произойдет.

Через несколько минут позвонил молодой человек, с помощью которого на телефон женщины установили программу удаленного доступа. Этого оказалось достаточно для оформления кредитов - с помощью приложения мошенники получили контроль над телефоном, а также доступ ко всем личным данным и паролям.

Алматинка недоумевает, как в банке могли в онлайн-режиме одобрить кредиты на такую большую сумму, ведь ее зарплата составляет всего 80 тысяч тенге. Вопрос на самом деле резонный, и здесь регуляторы явно недорабатывают. Но главное в этой ситуации другое - появился еще один способ, которым ранее мошенники не пользовались, - приложение для удаленного доступа. Такие программы не новы, и они весьма полезны, когда используются в легальных целях. Правда, в большинстве своем они популярны для работы на персональных компьютерах. Опция позволит человеку управлять, скажем, рабочим компьютером, когда сам он находится в другом месте. Теперь же эту фишку на вооружение взяли мошенники, что дает возможность разведывать информацию о человеке, даже ничего не спрашивая у него. Защитить себя от подобного рода посягательств очень просто - ни в коем случае нельзя устанавливать приложение, о происхождении которого вы ничего не знаете, особенно если вас это просят сделать незнакомые люди.

Самый черный
список

По данным Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка со ссылкой на МВД РК, в 2020 году выявили 956 случаев выдачи фиктивных микрокредитов на сумму 77,9 миллиона тенге. При этом 96 процентов случаев связаны с использованием утерянных, похищенных, поддельных документов, удостоверяющих личность; сюда же включено и использование упрощенного способа идентификации заемщиков при оформлении микрокредитов дистанционным способом (отправки проверочного СМС с кодом).

Таким образом, даже потерянные (или украденные) документы могут стать инструментом для мошенников. Редакции известны случаи, когда аферисты сумели оформить кредит (причем не онлайн, а с физическим присутствием подставного человека) на документы, украденные пять лет назад. И этот факт действительно вызывает большие опасения.

Что обычно делают люди, когда теряют ключи от дома? Первым делом меняют все замки, и это правильно, поскольку таким образом предупреждается попытка ограбления квартиры. А что делать, если потеряли личные документы? Восстановить их, конечно, можно, но вот изменить - нет. ИИН, дата рождения, как и все остальные данные (не считая номера самого документа), остаются без изменений, следовательно, потерянные документы становятся ключом к открытию новой кредитной истории в какой-нибудь микрокредитной организации или даже банке второго уровня. Пока риски подобных происшествий остаются достаточно высокими.

Но ситуация может измениться уже в обозримом будущем. Чиновники предложили использовать опыт российских коллег, которые уже давно используют систему добровольного запрета на выдачу кредитов. Этакий “черный список”, в который человек попадает не потому что “наследил” в каком-то банке или имеет плохую кредитную историю, а по собственному желанию.

“Агентство поддерживает возможность реализации гражданами права на “добровольный запрет” на получение займов. Для выработки согласованной позиции агентство совместно с Нацбанком, ОЮЛ “Ассоциация финансистов Казахстана” и кредитными организациями провело совещание, в ходе которого участники также поддержали предложенную инициативу”, - говорится в ответе Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка на депутатский запрос Айгуль Куспан.

На первый взгляд, механизм достаточно эффективный. То есть если человек уверен в своих финансовых силах и точно знает, что ни при каких условиях не будет обращаться за кредитом, то такой ход конем смог бы его обезопасить. Другое дело, если вероятность все-таки сохраняется. Тем более что сейчас потребительское кредитование занимает более 50 процентов от всех продаж розничных сетей. И лишаться возможности купить новенький смартфон в кредит или тот же телевизор захочет не каждый. Непонятно, какое влияние эта система может оказать на покупку “в рассрочку”, ведь, по большому счету, это тот же кредит, только с условно нулевой переплатой.

Для внедрения этого механизма определенно потребуется полная регламентация процесса, при котором гражданин будет иметь возможность управлять письменным запретом. Ведь жизненные обстоятельства могут измениться в любой момент, и какой будет эта система - пока не понятно.

Как бы то ни было, если появится еще один инструмент для защиты от мошенничества - это будет несомненным плюсом. Пользоваться им или нет - это уже дело индивидуальное. А пока самым верным способом защиты от мошенников было и остается умение сохранить конфиденциальные данные. И в этом контексте выражение “молчание - золото” приобретает более глубокий смысл.

Поделиться
Следуйте за нами