ВОЯЖ В ПЯНДЖ

В рубрике Анонсированные материалы - 2021-07-08

Мадина Меирманова

Недавно Министр торговли совершил большой вояж по странам Центральной Азии. Ездил договариваться о торговле, лоббировать наш экспорт в Узбекистан - Таджикистан и продвигать отечественные инвестиции в нужные стране направления. А нужно Казахстану обеспечить себе альтернативный узбекскому коридор с выходом на Афганистан

Афганское направление всегда было выгодным. Через Афган открывается сухопутная дорога на рынок Пакистана и Индии. На юг отправляется значительный объем экспортного потенциала муки. При этом Афганистан является импортером № 1 для наших мукомолов (до 60 процентов муки на афганском рынке), а Узбекистан - импортером № 2.

Однако в последнее время Ташкент разворачивается в сторону развития собственной мукомольной промышленности, пытаясь вытеснить Казахстан с афганского рынка.

Ключевой препоной для казахстанских производителей являются транзитные тарифы, которые Ташкент значительно поднял в последнее десятилетие. На протяжении ряда лет стоимость перевозки муки по территории Узбекистана составляла 60 долларов за тонну (при этом транспортировка муки с севера Казахстана до южных границ всего 20 долларов). Соответственно, казахстанская мука просто теряет свою ценовую конкурентоспособность.

К этому стоит добавить и ситуацию с реэкспортом казахстанской муки узбекскими предпринимателями: они скупают высококачественный казахстанский продукт, смешивают с низкосортной (по причине более низкого качества зерна, чем в Казахстане) собственной мукой и продают под видом узбекской на тот же афганский рынок. Но уже демпингуя по цене. Помимо этого узбекские мукомолы начали активно скупать казахстанское зерно, которое перемалывают на собственных предприятиях. И далее уже по прежней схеме.

Попытка договориться о “соседской лояльности” пока успеха не принесла.

И Нур-Султан пошел другим путем - начал искать иные транзитные коридоры.

Бахыт Султанов, отправившийся в Таджикистан и Узбекистан и информировавший общественность о переговорах в своем аккаунте в “Фейсбуке”, несколько раз упомянул, что цель его поездки - поиск “еще одного транспортного коридора для нашего экспорта далее в Пакистан и Индию”. Собственно, чтобы проработать маршрут из Казахстана в Таджикистан (через Узбекистан или Киргизию), два дня в Душанбе работала специальная рабочая группа из казахстанских и таджикских чиновников и бизнесменов - просчитывала пути и цену логистики.

Более того, казахстанский бизнес даже готов инвестировать в мукомольные предприятия Таджикистана - фактически скупить несколько крупных центров. “Есть идея поставить в Таджикистане несколько мукомольных комплексов для переработки нашего зерна и дальнейшего экспорта муки в Афганистан и Пакистан через Нижний Пяндж. Смотрим варианты расположить эти точки на территории местных СЭЗ или модернизировать уже имеющиеся мощности. Бизнесмены из нашей делегации присматриваются к проектам”, - рассказывал Министр торговли и интеграции РК в “Фейсбуке”.

А это означает, что в случае принятия решения бизнесом о таких комплексах казахстанское зерно, которое сейчас уходит в Узбекистан, будет просто перенаправляться на переработку на таджикские мощности, которые будут находиться в собственности казахстанского же бизнеса. Тем более что у таджикских железных дорог есть соглашение с узбекскими коллегами о предоставлении скидок при транспортировке грузов через территорию РУ.

С учетом того, что у Таджикистана есть большой логистический узел на узбекской границе - Нижний Пяндж, он может стать одной из ключевых точек выхода на южном направлении для казахстанской продукции в обход или в дополнение узбекского маршрута. В любом случае, это значительно снизит зависимость экспорта РК от преференциальной политики Ташкента.

Есть еще один важный нюанс, обуславливающий необходимость Казахстану занять жесткую позицию в отношении афганского направления. В начале февраля Узбекистан, Афганистан и Пакистан согласовали строительство железной дороги “Мазари-Шариф - Кабул - Пешавар”. Она обеспечит выход на пакистанские морские порты “Карачи”, “Касем” и “Гвадар” и станет самым коротким сухопутным маршрутом в этот регион Азии. При нынешней не самой лояльной позиции Узбекистана к казахстанскому транзиту Нур-Султан должен найти иной выход на магистраль в обход узбекского участка.

Сейчас в Афганистане неспокойно. Талибы, занимающие высвобождающиеся американцами территории, уже контролируют свыше 70 процентов границы с Таджикистаном и участок границы с Узбекистаном, где и находится крупнейший транзитный пункт пропуска “Термез”. Кстати, Ташкент, запретив всем предпринимателям стран СНГ погрузку всех грузов назначением на станции Галаба, Термез-порт и далее на Афганистан, открыл это направление исключительно узбекским грузоотправителям. По сути, подтвердив относительную “безопасность” работы с режимом талибов.

Недавно представитель движения “Талибан” Забиулла Муджахед подтвердил в интервью РИА Новости нацеленность движения на возврат к власти, но в дальнейшем - к проведению мирных межафганских переговоров: “Лучше идти по пути диалога, а оставшиеся проблемы решать на переговорах”. Это фактически подтверждает прогнозы некоторых аналитиков о том, что новый афганский режим будет скорее политическим, чем военным. И настроенным на возобновление торгово-экономических связей в первую очередь с соседями.

Поделиться
Следуйте за нами