В “Горце” танцуют настоящие мужчины

В рубрике Культура - 2020-10-01

Ольга Шишанова

Задор и отточенные движения, потрясающая пластика и уже сегодня профессионализм взрослых - у совсем юных танцоров из талдыкорганского ансамбля “Горец”. Все эти качества, а еще умение наслаждаться жизнью, красотой окружающего мира им прививает хореограф Президентской школы в Талдыкоргане, руководитель танцевального ансамбля “Горец” Аслан Муртазалиев, который в эксклюзивном интервью с журналистом “НП” поделился своими мечтами и мыслями о подрастающем поколении

- Аслан, как вы организовали ансамбль “Горец”. Что послужило поводом, толчком, причиной?
- У меня экономическое образование. Но когда я окончил университет, я передумал работать с цифрами и бумажками. Пока решал, что делать дальше, успел поработать в магазине, продавая одежду, параллельно просматривая уроки кавказских танцев на YouTube, занимался ими сам. Все это привело к тому, что у меня появился сначала один ученик, потом второй, а потом их число увеличилось до пяти. Спустя время они выступили у себя в школе, там заинтересовались и пригласили работать в Президентскую школу в Талдыкоргане. Они как раз нуждались в хорошем хореографе и организаторе социальных проектов. Я преподавал не только кавказские танцы, но еще и многие другие, тем более у меня была база современных танцев, их я посещал в детстве. Но тяга к кавказским танцам победила, я организовал по ним свой кружок, и это переросло в соединение приятного с полезным. Так что сегодня у меня занимаются уже 150 учеников, среди которых есть победители, лауреаты многочисленных конкурсов, причем большинство из них казахи, есть татары, уйгуры, корейцы, но ни одного ребенка кавказской национальности.

- То есть не обязательно быть кавказцем, чтобы прекрасно танцевать кавказские национальные танцы? Все зависит от профессионализма и трудолюбия?
- Люди в основном считают, что такое должно быть в крови. Но я с этим моментом не могу согласиться. Потому как, по моему мнению, “в крови” - это когда пробуждается нечто во время прослушивания музыки твоих предков, просмотра национальных танцев, вызывающих в тебе определенные эмоции. Но дети - они, как губка, впитывают в себя все то, что ты в них закладываешь. И если вложить в ребенка определенный темперамент, который он должен будет потом передать зрителю, он это сделает. И при этом совершенно неважно, какой он национальности - русский, казах, чеченец или кто-то другой. Главное - заложить в него правильную философию.
- А в чем состоит ваша философия?
- Она в том, чтобы мои дети превзошли меня во всем том хорошем, что я в них стараюсь вложить. Это, я считаю, философия правильного учителя - чтобы дети превзошли его. И учитель должен быть рад этому, ведь ученик отразит все то, что в него вложено, и даже больше. Именно тогда всегда будет соблюдаться преемственность поколений, творческое развитие.
- Расскажите, пожалуйста, над чем вы сегодня работаете с детьми?
- Мои дети были очень заинтересованы в том, чтобы как можно скорее продолжить занятия танцами после смягчения карантинных мер. У них не было хандры по поводу того, что вот, дескать, пандемия, значит, все, “я больше не буду ничем заниматься”. Абсолютно нет. Наоборот, я с радостью отмечаю, что в их глазах горит тот прежний огонь, который был в них еще до начала всеобщей изоляции. Что же касается наших выступлений... Скажу, что мы всегда много выступали, начиная с 2014 года - в Алматы, в Астане, Шымкенте, Караганде, Талдыкоргане. А до пандемии начинали готовиться к выступлению за рубежом - на международном фестивале танца в Италии, который должен был состояться в июле. Но по объективным причинам все это пришлось перенести на более позднее время.
- Но в то же время вы уделяете больше внимания культурному развитию ваших воспитанников...
- Я замечаю, что у нашей молодежи сегодня практически нет занятости в плане культурного развития. Они не виноваты, это просто такое время, электронная эпоха. Однако это не умаляет того, что мы должны сохранять и прививать им творческие истоки нашего народа. Именно поэтому, согласовав некоторые моменты со своим коллегой, который преподает игру на домбре, я стал вводить этот курс и для своих детей. Чтобы они могли показать игру на национальном инструменте не только здесь, у себя дома, но главное - в зарубежных турне, и чтобы зарубежные зрители сразу могли понять - да, мои ребята из Казахстана. Вот только нам нужно помещение, которого у нас нет. Нам даже землю не могут выделить, не говоря о чем-то большем, хотя куда я только не обращался! Самое печальное, что я не вижу отдачи от тех же домов культуры или подобных им учреждений, которые бы привлекали молодежь, которые бы давали им что-то действительно стоящее в плане культурного развития, особенно с охватом в большом формате. Есть, конечно, индивидуальные занятия, но это все не то - нет масштаба.

- А вы?..
- Я хочу, чтобы дети, с которыми я занимаюсь, умели буквально все. Были самостоятельными. Могли показать себя, могли достойно представить свою страну, красиво танцевать и, в конце концов, стали настоящими мужчинами. Так как, кстати, у нас в ансамбле большинство - мальчики. Это редкость, потому как в основном танцами, как вы знаете, занимаются девочки. У нас же, наоборот, 120 мальчиков и только 30 девочек.
- Чем вы еще делитесь со своими детьми? Чему их учите?
- У нас четыре полных постановочных номера, готовим еще два, причем стараемся сделать их как можно более красочными, более приближенными к шоу. Это такие танцы, как “Джигитовка”, “Ритмы Кавказа”, “Молодой Кавказ”, “Озорные девчата”, “Горец”. Шестой номер на подходе - это будет кавказский танец в современной обработке. И еще я хотел бы отметить мое сотворчество с детьми, которое заключается в познании красивейших мест нашего края - я хожу с ребятами из своего ансамбля в походы. Мы побывали вместе с ними на Кольсайских озерах, ездили на Бурхан-Булак. Надеюсь, им это нравится и они вырастут разносторонне образованными людьми.

Нур-Султан

Поделиться
Следуйте за нами