На берегу жизни

В рубрике Культура - 2021-07-30

Эльвира Сыздыкова

В прокате идет триллер “Время” режиссера и сценариста М. Найта Шьямалана. Супруги Гай и Приска Каппа спасают разваливающийся брак и отправляются с детьми к морю. Волны, солнце и исключительный сервис. Менеджер отеля предлагает героям поехать к заповедному пляжу, о котором “рассказывает лишь любимым постояльцам”. В итоге Каппа и еще две семьи оказываются в живописном местечке вдали от суеты. Но поездка оборачивается настоящим кошмаром: на пляже путешественники обнаруживают тело, дети отчего-то начинают расти по часам, а взрослые увядать на глазах. В попытке бегства герои понимают, что им не выбраться, а узнав друг друга, начинают подозревать, что занес их на этот пляж вовсе не случай

“Время” - второй фильм Шьямалана, основанный на уже существующей работе. Первым был “Повелитель стихий”, снятый по мотивам мультсериала “Аватар: легенда об Аанге”. В основе новой же картины - графический роман Пьера Оскара Леви и Фредерика Питерса “Замок из песка”. Режиссер признался: “Книга дала мне возможность поработать над множеством моих тревог, связанных со смертью и старением, и особенно со старением моих родителей”.
В числе источников вдохновения М. Найта Шьямалана - классические ленты “Обход” Николаса Роуга и “Пикник у Висячей скалы” Питера Уира. Режиссер считает, что именно этим картинам удалось запечатлеть природу как явление мистическое и неукротимое, перед которым человек оказывается бессилен.

В одном из интервью кинематографист признался, что во “Времени” он практически бессознательно провел параллель с тем состоянием, что захватило человечество в пандемию коронавирусной инфекции. Он рассказал: “Это было странно. Мы снимали фильм, который не имел ничего общего с пандемией, но в то же время он был полностью посвящен страху и неуверенности, которые мы испытывали. Эта боязнь заражения... Она заставила нас очень глубоко задуматься о смерти, о выживании и о пребывании взаперти”.

Пока сложно заявлять об “эпохе Возрождения” в творчестве Шьямалана. Действительно, после провального “Повелителя стихий” 2010 года и разочаровавшего критиков фантастического фильма “После нашей эры” 2013 года режиссер выпустил достойный малобюджетный хоррор “Визит” и тепло принятый публикой психологический триллер “Сплит” с Джеймсом Макэвоем в главной роли. В 2019-м вышло “Стекло” - кроссовер “Сплита” и “Неуязвимого”, награжденный разномастными оценками. И теперь на наших экранах совсем свежее творение М. Найта Шьямалана - “Время”.

Фильм вызывает настолько смешанные чувства, что его можно посчитать как средоточием абсолютного хаоса, так и скрытой жемчужиной, нуждающейся в чутком зрителе.

История, поначалу кажущаяся настолько вопиюще банальной, что хочется немедленно покинуть кинозал, по мере продвижения сюжета раскрывается тысячей нюансов. Шьямалан остается верен излюбленному им саспенсу. Атмосфера изолированности от внешнего мира и крепнущее чувство клаустрофобии, помноженные на панические метания камеры, вполне оправдывают массовый психоз, с головой накрывающий героев где-то в середине картины.

То тут то там нам попадаются захватывающие операторские решения, плюс к тому “Время” снято на 35-миллиметровую кинопленку вместо цифровой, что придает фильму настроение, знакомое по картинам о выживании, вышедшим в 1980-90-х годах.

Но, несмотря на старания блестящих ведущих актеров - Гаэля Гарсия Берналя, Вики Крипс, Руфуса Сьэлла, Алекса Вольффа, Кена Люн, - диалоги в ленте сбивчивы и нелогичны. В равной степени нелогичны и размышления персонажей, которые в определенные моменты, следуя воле сценариста, внезапно приходят к очень верным выводам.

В целом, если бы не развязка, новую работу Шьямалана можно было бы отнести к экзистенциальным, философским драмам, этакой аллюзии на жизнь: тут и темы быстротечности времени, и страха расставания с так быстро растущими детьми, и ужаса старения. Но вот нас перебрасывают к финальному твисту и, словно вытянув из сна, окунают в эпилог. Его проблема совсем не в том, что его не ждешь. Шьямалан - поклонник неожиданных развязок, он проделывал этот трюк почти во всех своих работах. Но, признаться, в “Шестом чувстве” и “Таинственном лесе” у него это выходило куда любопытнее и гармоничнее.

Как бы то ни было, “Время”, оставаясь хаотичной историей о мистической силе природы, заговоре и неутомимой воле к жизни, продолжает набирать смешанные отзывы критиков, но в то же время и лидировать в мировом прокате.

Индекс фильма <16+> - фильмы для детей, достигших 16 лет

Поделиться
Следуйте за нами