УЧЕБНЫЙ ГОД БЕЗ “ДВОЕК”

В рубрике Анонсированные материалы - 2021-08-05

Алла Иванилова

Взвесив все “за” и “против”, в Министерстве образования и науки решили - в новом учебном году школьная форма будет необязательной. Ученики могут приходить на уроки в одежде классического стиля. При этом глава образовательного ведомства ожидает услышать несогласие с принятым решением “как со стороны некоторых родителей, так и со стороны производителей школьной формы”

Чем ближе сентябрь, тем чаще родители задаются вопросами: в каком формате начнется учебный год, нужно ли покупать школьную форму, рюкзаки. И хотя глава государства поручил обеспечить готовность к обучению школьников и студентов в традиционном формате, а Министерство образования и науки разработало рекомендации для работы учебных заведений, в конечном итоге все будет зависеть от эпидемиологической ситуации. Окончательное решение о формате обучения примет Межведомственная комиссия по недопущению распространения коронавирусной инфекции, Главный государственный санитарный врач страны и главные санитарные врачи регионов.

Понимая неоднозначность ситуации, многие казахстанцы в социальных сетях обращались к главе Минобразования с просьбой отменить требование о наличии школьной формы. Учитывая, что с марта прошлого года учащиеся, особенно в городах, не учатся очно, школьная форма пылится в шкафу, и многим она стала мала. Покупать ли ее снова в этом году, для семей, где три-четыре школьника, это весьма серьезные финансовые траты, соответственно, резонный вопрос.

На днях Министр образования и науки Асхат Аймагамбетов разъяснил позицию. “Взвесив все “за” и “против”, мы приняли решение, что для тех, кто в силу различных обстоятельств не может приобрести детям школьную форму, сделать необязательным ее ношение еще на один год. Дети могут временно, в течение только следующего учебного года, посещать школу не только в школьной форме, но и в одежде классического стиля”, - написал он на своей странице в Facebook, а также напомнил, что подобное решение приняли и в прошлом году.

При этом Асхат Аймагамбетов отметил, что как родитель и Министр образования и науки является сторонником ношения школьной формы: “Педагоги отмечают, что, помимо прочего, она также дисциплинирует детей, позволяет чувствовать общность с теми, кто ходит в ту же школу, и, что немаловажно, помогает уменьшить социальные различия между школьниками”.

Но в ведомстве приняли такое решение исходя из определенных факторов. Так, с учетом эпидемиологической ситуации сейчас во многих регионах страны действуют карантинные ограничения, магазины работают в определенное время, в некоторых городах только в будние дни. И если родители массово отправятся в торговые центры, чтобы приобрести детям школьную форму, то это может спровоцировать очереди и риски заражения COVID-19. Во-вторых, в связи с временными экономическими трудностями в некоторых семьях покупка школьной формы может стать дополнительной нагрузкой на семейный бюджет. При этом глава Минобразования осознает, что вне зависимости от принятого решения мнения в этом вопросе будут разниться. “Какое бы решение ни было принято, сторонники школьной формы приведут одни аргументы, оппоненты - другие. Но в этом вопросе для нас было важным объективно оценить сложившуюся ситуацию и предусмотреть возможные риски”, - подчеркнул он.

Многие помнят те времена, когда мальчики ходили в школу в серых или синих форменных костюмчиках, а девочки - в коричневых платьях с белыми манжетами и воротничками и черных (по праздникам - белых) фартуках. Но после распада СССР обязательное ношение школьной формы отменили, и начался заметный процесс расслоения детей на богатых и бедных. Поэтому, чтобы дети не выбивались из “общей массы”, эту практику решили возобновить. При этом ее противники считают, что если детям диктовать, как надо одеваться, они никогда не научатся сами это делать.

В Казахстане школьная форма внедрена поэтапно с 2003 года. Согласно Закону “Об образовании”, вопрос о введении школьной формы для обучающихся относится к компетенции образовательного учреждения и обязательно должен быть зафиксирован в его уставе. Вводить школьную форму по собственному усмотрению могут и представители таких учреждений, как совет школы, родительский комитет, общешкольное родительское собрание, попечительский совет. Принимают такое решение большинством голосов. Каждая школа совместно с учащимися и родительской общественностью самостоятельно разрабатывает фасон. Учитывается функциональность, актуальность, практичность моделей одежды, соответствие национальному колориту, применение государственных символов или логотипа организации. Ткани, из которых изготавливают форму, должны иметь сертификат и соответствовать санитарным правилам и нормам.

Но, как показала практика, введение единой формы не облегчило бремя родительских кошельков. За нее тоже нужно платить, причем немало, особенно если в семье двое или трое детей школьного возраста. Рынок предлагает разные варианты: киргизского, китайского, турецкого, а также местного производства. Но многие родители жалуются на низкое качество школьной формы. Материал, из которого ее шьют, зачастую плохого качества, синтетический, поэтому детям летом в такой одежде жарко, а зимой холодно. Некоторые меняют на нечто похожее, но из более теплых материалов. А это дополнительные затраты.

Более того, в свое время в некоторых регионах помимо школьников единые деловые костюмы носили и учителя. Костюмы для педагогов в двух областях - Кызылординской и Западно-Казахстанской - шили за счет местных бюджетов. Но в целом такое “нововведение” предполагалось за счет средств учителей, что не особо их воодушевляло, учитывая небольшую зарплату.

Каждый раз, когда речь заходит о школьной форме, ее сторонники оперируют тем, что так принято во всем мире. Однако в большинстве европейских стран нет единой формы. В Великобритании, Австралии, Индии, Турции, Сингапуре, Ирландии, Кубе школьная форма обязательна для всех учащихся школ. Она приближена к классическому стилю одежды. У каждой престижной школы есть свой логотип, и ученики обязаны приходить на занятия с “фирменным” галстуком. Английские школьники с большим уважением относятся к своей форме, которая включает в себя не только “тройку”, но и верхнюю одежду, обувь и даже носки. В Соединенных Штатах Америки и Канаде школьная форма была атрибутом только частных и религиозных учебных заведений. Но потом ее начали вводить и в обычных школах. В 80-е годы прошлого века в некоторых городских районах США ее ввели в качестве эксперимента, “чтобы дети перестали стрелять друг в друга из-за дорогих кроссовок”. И лишь в 1996 году, после того как Президент Билл Клинтон в своем ежегодном обращении к нации назвал школьную форму одним из способов решения проблемы гангстеризма, она приобрела статус повседневной одежды американских детей. Ныне ее главное назначение - служить символом и опознавательным знаком, который отличает учащихся учебных заведений.

Но, пожалуй, самыми консервативными в этом плане являются японцы. Там фасон школьной формы не меняется более ста лет, школьницы ходят в “сэйлор-фуку”, по-нашему - матроски: белые блузки, темно-голубые плиссированные мини-юбки, высокие до голени гольфы. Школьная форма для них - эталон подростковой моды. Даже вне стен школы многие японки носят то, что напоминает им привычную школьную одежду.

Нур-Султан

Поделиться
Следуйте за нами