Изобретения колеса

В рубрике Исследования - 2021-08-05

Алексей Мальченко

Пандемия привела к упадку многих сфер бизнеса, но далеко не всех. Некоторым, наоборот, оказалась на руку. Шеринг электросамокатов - вот где удается и соблюдать социальную дистанцию, и быстро передвигаться по городу. Число компаний, предоставляющих такой сервис, увеличилось, однако отдать предпочтение какой-то одной непросто

Под прессом
конкуренции
Рассмотрим развитие электросамокатного тренда на примере крупнейшего в Казахстане города Алматы. Ведь именно этот мегаполис, как никакой другой, раскрывает весь потенциал, заложенный в мобильные средства передвижения, которые позволяют передвигаться в пять раз быстрее скорости пешехода, не прикладывая при этом практически никаких усилий.
Электросамокаты справляются с крутизной алматинских дорог без особых нагрузок. Но покупка этого транспортного средства - удовольствие не из дешевых, поскольку стоимость приличного электросамоката варьируется от 200 тысяч до 1,5 миллиона тенге. На фоне этих цен аренда самокатов становится единственным доступным средством передвижения для тех, кто ищет альтернативу.
Первый сервис по аренде самокатов в стране Ozim стартовал в Алматы в прошлом году. Сам факт открывшейся возможности, безусловно, порадовал. Но удобство эксплуатации оставляло желать лучшего. Причина - в наличии базовых станций, к которым электросамокаты были условно привязаны. Арендовав самокат и проехав на нем определенное расстояние, его нельзя было бросить в точке назначения. Скажем, на парковке у входа в метро, магазин или офис. Для завершения сеанса нужно было обязательно найти станцию. Их по городу оказалось непростительно мало, а вероятность того, что место назначения и наличие станции совпадут, была крайне мала.
Справедливости ради стоит отметить, что сейчас, спустя два года, сеть расширилась за счет включения в перечень допустимых парковок так называемых общественных. На сайте Ozim говорится, что в приложении на смартфоне (его нужно установить обязательно для аренды) “вы можете увидеть два значка с буквой “Р”: синий и желтый. Синий обозначает общественную парковку, а желтый значок “Р” - брендированную парковку”. Но, увы, в приложении все парковочные места песочно-болотного цвета, и понять, где из них какая, попросту невозможно. Мест, где можно оставить самокат, стало больше, но при этом “слепых зон” по-прежнему очень много.
При этом если вы оставите электросамокат в неположенном месте, то сервис предупреждает о штрафе в 5000 тенге. Другой штраф - 10 000 тенге - за оставление самоката вне зоны обслуживания, которая в сравнении с остальными сервисами, о которых мы скажем чуть ниже, охватывает чуть больше половины города.
Есть, конечно, у сервиса и достоинства, которыми не могут похвастать конкуренты: электросамокаты Ozim очень легкие и маневренные. Это имеет большое значение, поскольку качество дорог и тротуаров оставляет желать лучшего. Несмотря на то, что в городе было сделано бесчисленное количество съездов и пандусов, большинство из них крайне сложно преодолеть, не спешившись. Где-то приходится перетаскивать самокат через бордюр, а где-то и через арык. И с этой позиции представленные модели самокатов можно считать наиболее подходящими. Добавляет комфорта в процессе эксплуатации и наличие амортизатора на переднем колесе. Правда, отрабатывает он исключительно на небольших трещинах на асфальте. С более серьезными изъянами амортизирующая система не справляется из-за скромных размеров конструкции.
Изначально, когда у компании не было конкурентов, стоимость аренды Ozim составляла 45 тенге за минуту и плюс к этому еще 100 тенге за разблокировку. Для наглядности возьмем дистанцию 20 километров - это расстояние от Толе би/ВОАД до Толе би/Саина, если двигаться по Аль-Фараби. В теории и при идеальных условиях для преодоления подобного отрезка райдеру потребуется 45-50 минут, что в денежном эквиваленте составит около 2200 тенге. Дешевле, чем на такси? Отнюдь!
После того, как появились еще два серьезных игрока - шеринги Jet и Eleven, ситуация изменилась. В Ozim убрали сумму за разблокировку, а стоимость аренды снизили до 30 тенге за минуту. Также появились и достаточно заманчивые тарифы, позволяющие оплатить сразу час, сутки или неделю пользования, что, как указано на сайте Ozim, снижает стоимость аренды до 16,5 тенге за минуту.
Здесь стоит отметить, что сервис работает не круглосуточно, а с 7.00 до 22.00, что требует внесения определенных корректировок - у конкурентов режим “24/7”.

Дорогой комфорт
Весной 2021 года с небольшим интервалом появились сразу два игрока. Первый - Eleven. Отличить их от Ozim очень просто, даже не читая нанесенные на стойки названия компаний. В первую очередь, Ozim окрашены в черный цвет с желтыми элементами, у Eleven же наоборот. Во-вторых, самокаты Eleven значительно больше по габаритам, также они оборудованы большим зеленым “глазом”, расположенном на центральной стойке. Кстати, многие пользователи считают, что он отображает уровень заряда, но на деле же выполняет функцию индикатора, который горит зеленым цветом, когда самокат свободен, и синим, если занят.
Спутать самокаты Eleven с другими действительно сложно из-за их большого размера. И судя по описанию на сайте поставщика такой дизайн - личная разработка Eleven, в которой учтены все аспекты шеринга. Действительно, с позиции антивандальной защиты вопросов не возникает, поскольку даже со стороны этот самокат похож на монолитный кусок стали, сломать или взломать который крайне сложно. К слову, попытки украсть самокаты были. Не прошло и месяца после старта, как два десятка электросамокатов оказались похищенными. Но все их возвратили владельцу, поскольку абсолютно все шеринговые электросамокаты оборудованы системой GPS. К слову, вместо “халявных” самокатов нечистые на руку казахстанцы получили уголовные дела.
В этом случае мощь Eleven оправданна, поскольку, как показывает практика, общество еще не созрело до европейского уровня ответственности и соответствующего комфорта, о котором так много говорится.
Но за эту безопасность компании приходится расплачиваться добросовестным пользователям. Дело в том, что, сконцентрировав внимание на антивандальной составляющей, в Eleven упустили главное - комфорт. Самокаты этого шеринга не оборудованы ни пружинами, ни амортизаторами, что делает процесс их эксплуатации весьма дискомфортным, поскольку практически каждая неровность на дороге сильно отдает в руль и позвоночник водителя, сопровождая езду постоянной раздражающей тряской. В компании утверждают, что амортизирующую опцию выполняют надувные колеса. Однако те, кто пользовался Eleven, утверждают, что амортизировать приходится коленными суставами. Конечно, если ездить по идеально ровным дорогам, то этот аспект можно и опустить. Только где их найти, такие дороги?
Немного о зоне, разрешенной для перемещения. Она самая большая из всех доступных шерингов в Алматы, что дает пользователям определенное преимущество, а Eleven выводит на первое место по этому критерию.
Если говорить о стоимости проезда, тот тут, несмотря на использование дифференцированного тарифа, она является самой высокой. В приложении Eleven говорится, что старт или разблокировка самоката обойдется в 300 тенге, а стоимость одной минуты пути составляет целых 50 тенге. Круто, даже слишком! По всей видимости, высокий тариф Eleven пытается нивелировать двумя важными опциями, которых нет у остальных поставщиков услуг. Первая опция - “пауза”. Она полезна, когда вы прикатили к магазину и хотите на этом же самокате уехать обратно. В режиме паузы никто другой не сможет активировать самокат и увести его. Траты в таком режиме составят 15 тенге за минуту. Вторая опция - “бросай, где угодно”. Это единственный сервис, который дает пользователю полную свободу по части завершения сеанса аренды. Есть обязательные условия: самокат не должен мешать прохожим, транспорту и выходить за пределы обозначенного “квадрата”, но такие ограничение идентичны у всех сервисов. Безстанционный сервис - вот тот формат, который способен сделать легкий электротранспорт действительно популярным.

Страховка на подстраховке
Замыкает тройку шеринга Jet, который запустили практически сразу после Eleven. Эти самокаты отличаются сочным окрасом синего цвета. По своим габаритам и массе Jet близок к моделям Eleven, но в отличие от них передняя ось оснащена парой мощных амортизаторов, что выводит самокат на первое место по уровню комфорта эксплуатации.
Завершить сеанс “где захочется” по правилам аренды нельзя, однако площадь отдельных парковочных зон, отображаемых в приложении, настолько плотная, что фактически Jet можно отнести к категории шеринга безстанционного обслуживания.
Изначально активация перед поездкой была бесплатной, а цена за минуту составляла 25 тенге. Сейчас пуск стоит от 50 до 100 тенге (от чего это зависит, мы так и не разобрались), а цена одной минуты составляет от 25 до 40 тенге в зависимости от времени суток. Кстати, есть тариф “пока не сядет” (аккумулятор. - Ред.). При стопроцентной зарядке аккумулятора услуга обойдется в 3189 тенге (чего должно хватить на 22 километра пути). Если заряд не полный, то стоимость тарифа снижается. Но! Он доступен не на всех самокатах, причем мы не увидели привязки ни к плотности самокатов в квадрате, ни к уровню заряда.
Еще одной фишкой, которой пока может похвастаться только Jet, является наличие добровольной страховки во время поездок на самокатах - она составляет всего 100 тенге. Здесь, естественно, есть ряд условий, но если все они соблюдены, то выплаты страховщиков могут достигать 850 тысяч тенге при нанесении серьезного вреда жизни и здоровью и 150 тысяч тенге при нанесении ущерба имуществу третьих лиц.
В целом принцип аренды самокатов у всех одинаков: нужно скачать приложение, привязать карту, отсканировав QR-код на самокате (что приведет к активации и разблокировке) и наслаждаться поездкой. Все приложения проработаны грамотно и интуитивно понятны. Конечно, у каждого поставщика услуг есть индивидуальные требования, поэтому перед поездкой рекомендуем детально изучить все условия аренды. А какой именно сервис выбрать, - тут каждый решает для себя исходя из наиболее приоритетных для вас особенностей конкретного шеринга.

Поделиться
Следуйте за нами