Масочная революция

В рубрике Новость дня - 2020-10-08

Ботагоз Искакова, Константин Маскаев

Сколько бы ни проходило в Кыргызстане революций, уровень жизни в стране лучше не становится. Все это не может не приводить к недовольству населения и ослаблению политических элит. Ни один лидер, пришедший к власти, не может опираться ни на силовиков, ни на олигархов и в любой момент готов собирать портфель

Эта неделя в Кыргызстане началась с беспорядков. Сначала в СМИ сообщалось, что на центральную площадь Бишкека Ала-Тоо на митинг вышли около двух тысяч человек, протестующих по поводу парламентских выборов. Они требовали отменить их итоги и провести повторное голосование по выборам в законодательное собрание республики.

 
Затем число участников беспорядка увеличилось до пяти тысяч человек, причем представители политических партий, не прошедших на выборах, впоследствии заявили, что они не причастны к происходящему и за этим стоят некие “провокаторы”.
Напомним, что выборы в парламент страны прошли четвертого октября. Явка составила 56,5 процента. Изначально озвучили предварительные итоги, согласно которым в парламент прошли четыре партии: “Биримдик” (“Единство”, проправительственная) с 24,52 процента голосов, “Мекеним Кыргызстан” (“Родной Кыргызстан”, проправительственная) с 23,89 процента, “Кыргызстан” (центристская) с 8,73 процента и “Бутун Кыргызстан” (“Единый Кыргызстан”, центристская) с 7,11 процента.
Пятого октября протестующие прорвались на территорию Белого дома, где расположены Парламент и Администрация Президента Кыргызстана, протаранили ворота грузовиком и ворвались внутрь.
На видео, распространяемом в социальных сетях, видно, что из окон захваченного Белого дома летят бумаги, а участки площади перед зданием охвачены огнем.
Впрочем, есть мнение, что помещения в здании Администрации Президента КР подожгли не специально. Возможно, кто-то грелся в опустевших и разоренных кабинетах, в которых, кроме оргтехники да мебели, ничего ценного давно не держат. После того, как пламя удалось потушить, в здание никого не пускали дружинники из числа митингующих: сцепились локтями и не давали пройти любопытствующим дальше сломанных ворот.
И вообще у жителей Кыргызстана периодически происходящий силовой захват власти выработал рациональное и деловое отношение к мятежам. Революционные костры полыхают в Бишкеке в третий раз. Снова ломают ворота Белого дома. Газон усыпан выброшенными из окон бумагами, а на одном из этажей из проемов вырываются языки пламени. И при этом люди - как вовлеченные, так и непричастные - стараются сохранить свой город, не допустить мародерства и памятных по двум предыдущим мятежам зверств.
Силовики отгоняли митингующих от Белого дома, применяя светошумовые гранаты и слезоточивый газ. И если в начале митингов сообщали о 120 пострадавших, то позже их число составило 590 человек, причем половина из них оказалась представителями правоохранительных органов, один человек погиб.
Дело в том, что действующий Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков запретил милиции применять оружие, чтобы избежать кровопролития. У полицейских сил остались только спецсредства: щиты, дубинки, газ и водометы. Поэтому оставленные без охраны патрульные легковушки сожгли в числе первых. Толпа использовала камни и пиротехнику, оттесняя милицейские “черепахи” к зданиям и за стены. Но стены люди уже не ломали и здания не жгли.
Рассказывают также, что толпа протестующих намеревалась избить полицейского, но его кольцом обступили журналисты. Толпа отошла, и под этой опекой стража порядка удалось увести в безопасное место. В Киргизии еще по опыту работы на первой цветной революции в Оше и Бишкеке в 2005-м запало в память, что и местные, и приехавшие из регионов люди - даже громилы, “пехота” и прочие ниспровергатели правителей и бастыков - к журналистам относятся с уважением, весьма корректно и бережно. Во всяком случае, читать о серьезно пострадавших журналистах в ходе периодически возникающих в соседней республике столкновениях с властью и правоохранителями не приходилось. Там, в Киргизии, общественное сознание как-то сразу поставило журналистов, работающих в горячих точках, вне противостояния. И там понимают, что репортеры, операторы и фотографы чаще всего ни чью сторону не занимают, а лишь наблюдают за происходящим. И отношение к представителям прессы в дальнейшем окажет влияние на тональность в публикациях.

Что еще бросилось в глаза, так это наличие медицинских масок не только в толпе. То есть даже силовой захват власти - совсем не повод игнорировать противоэпидемиологические меры, которые в мире соблюдают с весны почти повсеместно. Кто-то, конечно, скажет, что маски к тому же часто используют, чтобы скрыть внешность. Да, это так. Но в митингующих с лета Хабаровске или Минске будто забыли об этом. А в Бишкеке - нет.
И, к слову, когда в понедельник весь день на площади Ала-Тоо, центральной площади Бишкека и историческом месте, где и все прежние протесты неизменно перерастали в сметающие власть марши, проходил протестный митинг, продолжали работать торговые центры и палатки с туристическими товарами (вот кому-то из путешествующих выпало дискавери!), ходил общественный транспорт, продавали местный квасной напиток “Максым”...
Впрочем, по информации заведующего отделением реанимации Центра скорой помощи Бишкека Егора Борисова, некоторые погромщики все же нападали на фельдшеров, избивали их и разворовывали содержимое карет “скорой”. А потому медицинские работники опасались приезжать на место митингов в первый день событий. Реальное число пострадавших стало известно лишь на следующий день, но наутро в Бишкеке было безвластие: сотрудники правопорядка исчезли с улиц.
Вскоре в стране ушли в отставку премьер-министр и спикер парламента, на их место пришли новые руководители, которые заявили о новых выборах президента и изменениях в Конституции.
В ночь с пятого на шестое октября митинги вылились в неожиданные последствия: несколько десятков человек, проломив ворота, ворвались на территорию Госкомитета национальной безопасности и в результате переговоров с контрразведкой освободили бывшего президента Алмазбека Атамбаева из изолятора комитета и некоторых его сторонников. Причем его вывели сами сотрудники спецслужб.
Экс-президента Кыргызстана лишили неприкосновенности летом 2019 года и попытались задержать по делу об экономических преступлениях. А 23 июня 2020 года его приговорили к 11 годам и двум месяцам лишения свободы за факты коррупции, после чего его содержали под стражей.
Отличительная черта нынешней революции - “самопровозглашенные” чиновники. Так, кабинет мэра Бишкека занял один из кандидатов партии, находившейся в оппозиции.
Любопытно, что самопровозглашенному мэру киргизской столицы в первые же часы удалось собрать совещание, на котором собрались руководители различных служб и ведомств города! И с поправкой на происходящие события присутствовавшие обсудили текущие вопросы обеспечения жизнедеятельности. То есть война войной, а плановое подключение отопления должно происходить по распорядку. И останавливать промышленность столицы тоже не годится. И без того на протяжении всего лета большинство предприятий были вынуждены сократить графики и планы из-за пандемии и режима дистанционной работы.
Схожий процесс происходил в регионах, где областные главы администраций по очереди заявили о своей отставке. Исключением из правил стали лишь южные регионы страны, где прошли массовые акции в поддержку нынешнего Президента Сооронбая Жээнбекова.
Неизвестные захватили аффинажный завод, на котором выплавляют до 97 процентов золота всей страны, а также делают слитки из серебра. Пока часть людей вторглась на территорию завода, расположенного в городе Кара-Балта недалеко от киргизской столицы, другая часть неизвестных пытается захватить офис концерна, расположенный в центре Бишкека. О сохранности драгоценных металлов пока ничего не известно.
Рейдеры также проникли и на территорию рудника Джеруй, который разрабатывает российский инвестор. Предприятие вынужденно остановило работу.
О подготовке рейдерского захвата стратегически важного для столицы и страны объекта заявило руководство “Бишкекводоканала”. Они написали на своем официальном сайте, что готовится рейдерский захват этого стратегически важного объекта.
Сам же пока еще действующий Президент Кыргызстана Сооронбай Жээнбеков заявил о готовности к переговорам и отметил, что протестующие разделены на несколько групп, каждая из которых борется с другими за полномочия и должности.
Тем временем казахстанский политолог Уразгали Сельтеев считает, что все происходящее сейчас в Кыргызстане нельзя назвать народной революцией. Это не более чем межклановая война между Жээнбековым и Атамбаевым, которые ранее были союзниками. Причем Атамбаев обеспечил победу Жээнбекова на президентских выборах в 2017 году, но протеже предал своего бывшего шефа, отправив его в тюрьму.
Сегодняшние события в Кыргызстане - результат слабой политической власти. Ни один президент этой страны не может чувствовать себя уверенно, опираясь только на силовиков и олигархов. Этого не смогли сделать ни Акаев, ни Бакиев, ни Атамбаев.
Каковы будут итоги нынешних митингов - пока никто из политологов прогнозировать не берется. По мнению некоторых экспертов, из-за непредсказуемости политики этой страны прогнозировать результаты, пожалуй, не могут даже зачинщики этих беспорядков.
А пока уже третью ночь Бишкек патрулируют народные дружинники - сами горожане, молодые и зрелые мужчины и женщины, которые добровольно охраняют улицы, дежурят у важных объектов, магазинов. Даже полицию взяли “под охрану”: увещевают тех, кто ведет себя агрессивно. Предотвратили случаи мародерства. Вполне взвешенный и рациональный ответ на тревожные события. Бишкек пережил уже два “разрушения”, два захвата власти. И кое-чему научился. Устал, видимо, зализывать раны. Как устал и от того, что очередной передел власти не меняет кардинально жизнь страны.

Нур-Султан

Поделиться
Следуйте за нами