Кружева вологодские ненаглядные...

В рубрике Культура - 2021-10-19

Ольга Шишанова

В Национальном музее РК в рамках Дней культуры России в Казахстане открылась выставка “Вологодское кружево”

Кружево во все времена привлекало к себе внимание за счет своей изящности, ажурности и уникальности. И хотя процесс его создания совсем не прост, но даже сегодня находятся мастерицы, которые готовы неделями сидеть над такой филигранной работой, чтобы постичь секреты трудоемкого искусства. Одним из самых известных способов создания кружева является вологодское плетение на коклюшках. Напомним, что плетение на коклюшках - это особая техника, в которой узор создается с помощью специальных инструментов: валика и коклюшек. Коклюшки - это специальные деревянные палочки, на которые наматываются нити плетения.
Основным отличительным элементом этого стиля может считаться “вилюшка” - кружевная, ажурная дорожка или тесьма, которая проходит рядом с “решетками” - сетками, получаемыми в результате плетения любого кружева. Так же создаются узоры и в виде роз, спиралей и других “завитых” элементов. Стоит отметить, что вологодские кружевницы очень любят как геометрические мотивы, так и насыщенный плотный рисунок. При этом особого внимания у них заслуживают сюжетные панно, на которых изображены стилизованные очертания домов, старинных архитектурных ансамблей, обрамленных арками с традиционными узорами изгибающихся ветвей.
А еще среди орнамента русского вологодского кружева можно встретить узор в виде листьев дуба. В славянском фольклоре дуб - это самое почитаемое дерево. Оно ассоциировалось с божественным началом бога-громовержца Перуна, верховного властителя древнерусского языческого пантеона. Это дерево обладало священным ореолом: его нельзя было рубить или осквернять, а ношение предметов одежды или украшений с изображением дуба имело ритуально-символический характер. Часто узор дуба в кружеве или вышивки мог выполнять защитную функцию, а также укреплять здоровье, ведь дуб - это самое сильное и крепкое дерево.

Нашел свое отражение в кружевном искусстве Вологды и узор в виде колоска, который служил для привлечения богатства, благополучия. Колос, как и дуб, выполнял защитные функции, оберегал от нечисти и злых духов.
Вологодские кружевницы любили создавать и великолепные узоры в виде птиц - таких как лебедь, павлин, Феникс или Жар-птица, которая чаще всего встречается на русском кружеве. Возможно, главной причиной, по которой мастерицы так любили и любят обращаться именно к этим птицам, - их роскошное оперение. Но, конечно, эти птицы имеют и свою определенную символику.
Так, лебедь - это женский символ, обозначающий целомудрие, чистоту, милосердие. Также это птица, олицетворяющая семейное счастье, поэтому кружевное изделие с изображением лебедя считалось хорошим подарком для молодоженов.
Феникс или Жар-птица - это классические персонажи из русских былин и сказок. Чаще всего Жар-птица появляется в трудные для героя моменты и исцеляет его от ран, уберегает от смерти и других невзгод, поэтому узор в виде этой волшебной птицы по традиции приносит счастье и удачу.
Исторически в качестве материала кружевницы использовали льняные нити, однако со временем стали широко применять нити мулине, хлопковые нити и даже шелк - кружево можно создавать практически из всего. В вологодском кружеве вообще часто присутствуют различные дополнительные материалы, например, жемчуг, бусины, перья или мех. Это добавляет плетению интересную самобытность, а также особый стиль.
И пусть сегодня вологодское кружево знают во всем мире, все равно на протяжении двух столетий именно поэтому оно остается современным и востребованным.

Кстати, экспонатами этой передвижной выставки стали произведения признанных мастеров: панно, скатерти, салфетки, а также изящная одежда, созданная художниками Надеждой Веселовой, Мариной Пальниковой и Ангелиной Ракчеевой, что смотрится на любой модели не только изысканно, но и современно. Все произведения, а их более 50 единиц, как рассказали организаторы, созданы только вручную кружевницами в традиционной для Вологодчины “сцепной” технике плетения. То есть выплетают по рисунку, заранее изготовленному, но узор этого кружева выкладывается как бы нескончаемой тесьмой, фигуры которой связаны более или менее редкой сеткой, называемой “сцепом”.

Нам остается только добавить, что передвижной вернисаж организован Вологодским историко-архитектурным и художественным государственным музеем-заповедником при поддержке дирекции Нацмузея РК и Министерства культуры РФ. Целью экспозиции явилось представление уникальной разновидности российского декоративно-прикладного искусства, которое, по словам организаторов, должно будет способствовать дальнейшей популяризации и продвижению вологодского кружева в странах СНГ.

Также в рамках работы выставки в Национальном музее сотрудники Вологодского историко-архитектурного и художественного государственного музея-заповедника провели мастер-классы по кружевоплетению для всех желающих.

Фото Владимира Бахуревича

Нур-Султан

Поделиться
Следуйте за нами