Привычка делиться

В рубрике Новость дня - 2021-12-14

Алла Иванилова

Коррупционеры стали более изощренными и адаптировались к новым реалиям. Они намеренно создают бюрократические барьеры, усложняют правила с целью незаконного обогащения. При этом в функциональных обязанностях должностных лиц предусмотрены лазейки и пробелы, которые размывают ответственность. Все это приводит к тому, что казахстанцы вынуждены сами приносить взятки, поскольку так проще решать вопросы. Так охарактеризовал ситуацию председатель Агентства РК по противодействию коррупции Марат Ахметжанов, констатировав, что “это превращается в привычку, в норму жизни”. В этой связи в ведомстве намерены не только “ловить жуликов”, а искоренять недостатки государственного управления

По данным Агентства РК по противодействию коррупции в Казахстане за 11 месяцев зарегистрировано 1576 коррупционных преступлений. Наибольшее количество - в трех мегаполисах: Нур-Султане, Алматы и Шымкенте, а также в Туркестанской, Восточно-Казахстанской и Жамбылской областях. По отраслям лидируют сельское хозяйство, образование, жилищно-коммунальное хозяйство, социальное обеспечение и здравоохранение. В коррупции изобличено 1280 лиц, из которых 159 - руководители различного уровня. Бюджету государства возмещено более 20 миллиардов тенге ущерба. Если в 2015 году всего 10 процентов всех зарегистрированных преступлений были связаны с дачей взятки, то в 2021 году этот показатель составляет уже треть от общего числа преступлений. “То есть люди осознанно идут на подкуп чиновников. Зачастую для получения различных разрешений, госуслуг, побед на госзакупах и прочего”, - констатировал глава Антикора Марат Ахметжанов.

WELAR

Больше всего государственные деньги разворовывают в сельскохозяйственной сфере. Там зарегистрировано 960 преступлений, и более половины из них (54 процента) приходится на хищение субсидий. По словам руководителя антикоррупционного ведомства, проведенный анализ вскрыл вопиющие факты бесконтрольного использования бюджетных средств, многочисленные коррупционные схемы. В целом за пять лет на субсидии выделено около двух триллионов тенге, и за эти годы с регулярной периодичностью заводили уголовные дела на чиновников.

В частности, программа субсидирования обводнения пастбищ, на которую выделили в течение пяти лет более 80 миллиардов тенге. Это инвестиционные субсидии, где возмещается до 80 процентов затрат на бурение скважин, установку солнечных панелей для водонасосов и дизельных генераторов. Здесь выявлены хищения путем фиктивной поставки оборудования, субсидирования фермеров, не подпадающих под критерии, завышения в два-три раза стоимости оборудования. К этому, как оказалось, причастны сотрудники Национального аграрного научного центра при Минсельхозе, который администрирует базу идентификации сельскохозяйственных животных, а она предназначена для учета поголовья скота. Именно ее данные используют при получении субсидий. Сотрудники центра фальсифицировали данные, за что получали на системной основе незаконные вознаграждения. Более того, они сами создают коррупционные схемы. Так, в Актюбинской области выявлена преступная группа, возглавляемая работником этого центра, который через ИП, оформленные на родственников, организовал хищение при поставке солнечных панелей. Он сам выходил на фермеров, вводил их в заблуждение, оформлял от их имени заявки и финансовые документы. При этом цена на оборудование завышалась в два-три раза, а разница уходила в карман коррупционеру. При обыске у “дельца” обнаружили более 400 флешек с ЭЦП фермеров и черную бухгалтерию, указывающую на получение им доходов более 300 миллионов тенге.

Подобные факты выявлены в Туркестанской, Атырауской, Жамбылской и других областях.
“Анализ ситуации говорит, что примерно половина субсидий по этой программе, то есть 40 миллиардов тенге, пустили на ветер”, - констатировал глава агентства. А солнечные панели, как выяснилось, валяются в упаковке без дела, используются на совсем другие бытовые нужды.

Между тем проблема опустынивания пастбищ с каждым годом становится актуальнее.

При этом удивляют полное равнодушие и отсутствие контроля со стороны акимов. Их позиция: “Если это совершено не сотрудниками акиматов, то нас не касается”. Хотя это бюджет области, а следовательно, это отражается на экономике и страдает население регионов.

Еще одна сфера сельского хозяйства, которая превратилась в кормушку, - развитие мясного производства. Здесь за пять лет выделено 465 миллиардов тенге. Цели были далеко идущие - удовлетворить внутренний спрос на отечественную мясную продукцию. “Однако и здесь деньги разворовываются в угоду мошенникам и коррупционерам”, - заявил главный борец с коррупцией.

Для этого используют многочисленные лазейки в правилах и несовершенство базы идентификации сельскохозяйственных животных. В ней корректируются возраст, пол сельхозживотных, подделываются и дублируются учетные данные. Это делают для того, чтобы субсидировать несуществующий скот, обойти установленные критерии, дважды получить средства за одно и то же поголовье.

Кроме того, фермеры жалуются на отсутствие доступа к информации о начале приема заявок. Субсидии распределяются несправедливо по принципу “кто успел, тот и получил”, а сроки приема заявок привязаны к дате выделения средств. Это позволяет продавать инсайдерскую информацию, и в итоге субсидии достаются только своим. В базе “Колдау”, где подают заявки, нет прозрачности очередности. Более того, по закону бесплатная госуслуга подачи заявки на деле оказалась платной. Нормативная база написана так, что ее сложно понять простому фермеру. В правила субсидирования вносили изменения 47 раз. При этом разъяснение их норм не проводилось. В целом система субсидирования содержит многочисленные коррупционные риски, а информационные системы уязвимы для преступных схем

Такие коррупционные схемы, по мнению главы Антикора, становятся возможными из-за того, что при создании госпрограмм не учитываются научные, экономические аспекты для выделяемых средств. Их целевые индикаторы прежде всего ориентированы не на результат, а на процессы. Отсюда и полная бесконтрольность. Никто не отвечает за рациональное использование субсидий - ни Минсельхоз, ни акиматы.

Сегодня Антикор возбудил и расследует 62 уголовных дела. И, как отмечают, “это только верхушка айсберга”. По таким делам в основном проходят чиновники среднего звена и недобросовестные предприниматели. Также в “темных делишках” замешано немало фермеров. Но большинство из них стали жертвами и заложниками преступных схем. Они обманным путем подписывали фиктивные акты.

Как считают в Агентстве по противодействию коррупции, нужно ломать всю систему, устранять коррупционные риски. Нормативно-правовые акты, функциональные обязанности подписаны таким образом, что они практически уводят от ответственности высших должностных лиц, руководителей акиматов областей. Ответственность перекладывается на среднее звено и рядовых специалистов. И зачастую заложниками становятся сами сельхозпроизводители. В адрес Министерства сельского хозяйства уже поступило 170 рекомендаций, направленных на устранение системных коррупционных рисков во всех 13 приказах министерства, охватывающих 51 вид субсидий. По поручению Президента создали рабочую группу, которая работает над пересмотром всего порядка субсидирования.

Сегодня требуется переформатирование всей системы антикоррупционных мер. Задачей должно быть не противодействие коррупции, а ее профилактика. “То есть не только ловля жуликов, а устранение недостатков госуправления”, - объяснил Марат Ахметжанов. По полочкам раскладывают все бизнес-процессы и исключают условия для взяточничества. Будет продолжена цифровизация сферы взаимоотношений человека и государства, минимизирующая административные барьеры и бытовую коррупцию.

Казахстан за 10 лет улучшил свою позицию в Индексе восприятия коррупции с 133-го до 94-го места.

Одним из важных приоритетов является развитие честного бизнеса. Не секрет, что отдельные бизнесмены привыкли работать по коррупционным правилам - получают контракты через откаты и взятки, скрывают налоги. Компании, работающие честно, планируют финансово поощрять. В частности, они будут иметь преференции при госзакупках, налогообложении, получении субсидий.

Другой вопрос - отсутствие ответственности бизнеса за коррупцию. На взятках попадаются директора, бухгалтеры и экспедиторы, которые, по сути, действовали в интересах фирмы. При этом само юрлицо нанимает других и продолжает работать по старой схеме. Здесь Антикор предлагает пойти по опыту европейских стран, установив административную ответственность компании при совершении коррупционного преступления.

Нур-Султан


Статья опубликована в №137, от 14.12.2021 газеты "Новое поколение" под заголовком "Привычка делиться".

Поделиться
Следуйте за нами