Тревожный звонок

В рубрике Исследования - 2022-02-03

Алла Иванилова

В Казахстане намерены в очередной раз пересмотреть подходы к развитию образования и науки

Несмотря на многочисленные реформы в сфере образования, оно так и не стало качественным. Грамотность в стране падает, и это подтверждают различные международные исследования. В частности, одно из авторитетных - PISA-тест, оценивающий грамотность школьников в разных государствах мира и умение применять знания на практике. При этом взрослое население демонстрирует лучшие знания. Это доказывает международный мониторинг PIAAC (международная программа по оценке компетенций взрослого населения), изучавший навыки казахстанцев от 16 до 65 лет по уровню читательской и математической грамотности, а также решению задач в высокотехнологичной среде. В этом исследовании 55-65-летние казахстанцы показали результаты лучше, чем группы 16-24-летних. То есть старшее поколение гораздо качественнее подготовлено, чем молодежь, и сохранило полученные навыки на долгие годы.

Таким образом, вместо развития человеческого капитала Казахстан откатывается в ряды отстающих развивающихся стран. В Глобальном индексе инноваций республика в 2019 году заняла 79-е место, потеряв пять позиций по сравнению с 2018 годом. А в прошлом году страна заняла 62-е место (уступив России и Киргизии) из 93 в рейтинге стран по качеству системы образования журнала Ceoworld.

В очередной раз Правительство говорит о том, что главная задача - обеспечить повсеместный доступ населения к качественному образованию на всех его уровнях. Тем более что по инициативе главы государства 2022 год объявлен Годом детей. Как обещают чиновники, он будет наполнен “серьезными, развивающими и образовательными мероприятиями”.

В среднем образовании основной упор сделают на выравнивание качества обучения между городом и селом, развитие функциональной грамотности школьников, всестороннее воспитание личности. В этом году будут модернизированы 1003 сельские школы. В 560 учебных заведениях проведут капитальный и комплексный текущий ремонт. В целях решения проблем аварийных, трехсменных школ и дефицита ученических мест планируется открытие 200 новых школ. Для привлечения педагогов в регионы с дефицитом кадров в рамках Специальной программы социальной поддержки будут предусмотрены меры по доплатам, обеспечению жильем, компенсации коммунальных услуг. Также будет проведена работа по увеличению количества внешкольных организаций в шаговой доступности, бесплатных школьных кружков, спортивных секций, дворовых клубов.

Систему профтехобразования будут и дальше реформировать. В корне поменяются ее качество, подходы и материально-техническое обеспечение. Будет налажено шефство предприятий над колледжами. Они должны быть привлекательными не только для молодежи, но и для работодателей, инвесторов. Там должны быть не только традиционные, но и краткосрочные программы обучения.

Сегодня остро ощущается нехватка специалистов рабочих профессий. Теперь при формировании госзаказа будет учитываться спрос исходя из потребности в определенных рабочих профессиях в разных регионах. Именно спрос и его перспективный прогноз на будущее станут основными факторами при подготовке кадров.

В этом году количество грантов увеличится на 10 процентов. Кроме того, для расширения приоритетности и доступности технических направлений увеличат долю грантов на технические специальности с 40 до 60 процентов. Также сельская квота в этом году будет увеличена до 35 процентов. Для расширения доступа молодежи к высшему образованию увеличат объем госзаказа, в том числе для студентов западных областей (Мангистауская, Атырауская) дополнительно планируют выделить 10 тысяч грантов по техническим специальностям. Для ускоренной подготовки кадров для экономики в 2022 году в пилотном режиме начнется внедрение прикладного бакалавриата с 2,5-3 годами обучения.

В высшем образовании планируется внедрение новой формы онлайн-обучения. Соответствующий законопроект находится на рассмотрении в Мажилисе.

По поручению Президента в Казахстане будут открыты филиалы зарубежных вузов. Как сообщил Министр образования и науки Асхат Аймагамбетов, сейчас в стране уже начал функционировать филиал британского Университета “Де Монтфорт Лестер”. Также проводится работа по передаче Северо-Казахстанского государственного университета в доверительное управление университета Аризоны. Начались переговоры по открытию филиалов лучших вузов России по техническим направлениям, а также еще одного филиала британского университета.

Предусмотрен комплекс мер по приоритетному развитию технических наук, модернизации научной инфраструктуры путем создания единой платформы E-lab, расширения базового финансирования науки. Если раньше ученые получали заработную плату только через конкурсы, то теперь у них будет стабильная зарплата, а значит, непрерывная работа. Это улучшит положение около 1200 ведущих ученых из 85 научных организаций. Также впервые в этом году будет введена постдокторантура в вузах и научно-исследовательских институтах.

Хочется верить, что очередной комплекс мер по улучшению качества образования в стране действительно приведет к положительным подвижкам и прогрессу.


Все предложенные реформы меняют форму, но не содержание. Надо понимать, что отремонтированные школы и увеличенный оклад учителям не улучшат качество образования. Проблема более глубинная и заключается в идеологии. При советской системе образования авторитет учителей, учебников, вообще школы не подвергался сомнению. Кроме того, в распоряжении педагога были определенные дисциплинарные средства: пионерская, комсомольская организации, угроза остаться на второй год, отчисление из школы. Сейчас из всех этих инструментов практически ничего не осталось, кроме оценок. Прочие стимулирующие меры изжили себя. Прежние стандарты не применимы к современным детям. Образование сейчас - это услуга сродни стрижке в парикмахерской или обслуживанию в ресторане. Поступая в педвуз на грант или платно, будущие педагоги тоже относятся к своему обучению как к услуге, которую им предоставляют. И в дальнейшем они транслируют такое же отношение, обучая детей, то есть уже оказывая услуги им. Чтобы изменить ситуацию, необходимо определиться: образование - это все-таки совместный труд и творчество учителя и ученика или услуга, оказываемая первым последнему? Если первое, то, как в СССР, нужно возвращаться к самым фундаментальным основам социализма. Если второе, то образовательные услуги, как при англо-американской системе образования, должны быть качественными, а значит, элитарными и очень дорогими. И пока мы не определимся в этом основном вопросе образования, никакой ремонт школ и прочие декоративные изменения результатов не принесут.

Нур-Султан

Статья опубликована в №011, от 03.02.2022 газеты "Новое поколение" под заголовком "Тревожный звонок".

Поделиться
Следуйте за нами