Красиво жить не запретишь

В рубрике Новость дня - 2022-02-11

Аксинья Титова

Саму идею введения в РК налога на роскошь обсуждают с 2013 года. Тогда Правительство предлагало увеличить налог в три раза на жилье дороже миллиона долларов. Обсуждение различных предложений и изменений продолжается до сих пор. В итоге налог все же планируют ввести в 2022 году. Но насколько стране и обществу нужна эта инициатива и как это отразится на “бедных”, то есть на обычных гражданах?

Более обеспеченные казахстанцы должны нести социальную ответственность перед согражданами, а также направлять средства в развитие страны. Именно так звучит главный аргумент в пользу введения налога на роскошь.
Идея простая: тот, кто зарабатывает больше определенного порога, имеет больше источников дохода, движимого и недвижимого имущества, платит государству больше. Для тех же, кто зарабатывает меньше, налоговая нагрузка, соответственно, снижается. Идеальный финал такого решения выглядит так: устранение социального неравенства, борьба с бедностью и чрезмерным богатством. Прогрессивное налогообложение, по словам его сторонников, - это путь к устранению несправедливости.
К предметам роскоши планируют отнести самолеты, яхты и недвижимость в зависимости от площади. К примеру, квартиры площадью более 300 квадратных метров и жилые дома площадью более 400 квадратных метров. Также, по планам Правительства, повышенное налогообложение будет распространяться на владельцев люксовых авто вроде Aston Martin, Bentley, Ferrari, Lamborghini, Maserati. Перечисленные марки будут не единственными, подпадающими под налог на роскошь. Предполагается создание целого перечня. Какие еще автомобили могут в него войти - вопрос открытый. Впрочем, как и сроки возможного появления самого налога.
Другой вопрос: всех ли владельцев предметов роскоши обяжут выплачивать специальный налог? Одно дело, когда доход человека регулярно и прозрачно составляет миллион в месяц, другое - когда человек, получающий среднестатистическую зарплату, тратит миллионы или неожиданно приобретает дорогую собственность. Во втором случае речь может идти как о “черных” доходах, так и о том, что у человека ушли годы на то, чтобы приобрести дорогое имущество, и дело вовсе не в том, сколько он зарабатывал, а в том, сколько тратил и экономил.
Таким образом, финансовые аналитики Казахстана сходятся во мнении, что перед внедрением налога на роскошь в стране необходимо завершить введение всеобщего декларирования доходов населения.

WELAR

Что думают
эксперты?
Налог на роскошь бесполезен, считают эксперты, если государство не может объективно оценить доходы граждан. В частности, поэтому в Казахстане прогрессивная шкала индивидуального подоходного налога появится только после запуска механизма всеобщего декларирования.
“Прогрессивное налогообложение целесообразно вводить только вместе со всеобщим декларированием”, - сказал директор департамента налоговой и таможенной политики Министерства национальной экономики Азамат Амрин в феврале 2020 года на круглом столе в Сенате. Он пояснил, что без механизма всеобщего декларирования возрастают риски уклонения от уплаты индивидуального подоходного налога через уменьшение “официальных” заработных плат. Кроме того, для эффективного введения прогрессивного налогообложения необходимо наличие в стране высокой и устойчивой доли класса со средним доходом, а также эффективное налоговое администрирование совокупного дохода физического лица из различных источников.
В общем, эксперты уверены, что страна пока не готова к налоговой реформе.
“Считаю, что вопрос повышения налогов - несвоевременный, и его нужно отложить лет на пять. Мои опасения просты - мы приостановим формирование среднего класса, тогда как именно средний класс формирует экономику страны. Также есть опасения, что люди уйдут в “серые” схемы”, - сказал известный казахстанский юрист, эксперт по налогам Жангельды Сулейманов, комментируя вопрос о прогрессивной шкале ИПН.
В целом, по расчетам Министерства национальной экономики, значительное снижение ИПН коснется всех граждан с заработной платой до 240 тысяч тенге в месяц. Налоговая нагрузка останется на прежнем уровне примерно у 300 тысяч человек с заработной платой от 250 до 300 тысяч тенге. Увеличение налоговой нагрузки свыше 50 процентов коснется 190 тысяч работников с заработной платой свыше 500 тысяч тенге.
“Как экономист я всегда был против прогрессивной шкалы налогообложения. Это создаст стимулы к уклонению от более высокой налоговой ставки. Не думаю, что люди, получающие около 500 тысяч тенге в месяц, состоятельные. Прогрессивная шкала может повлечь еще большее усложнение налоговой системы, которая и без этого непростая. В ней есть все условия для безболезненного уклонения от уплаты налогов”, - говорит директор центра прикладных исследований “Талап”, экономист Рахим Ошакбаев.
Поэтому, несмотря на, казалось бы, благие цели этого налога - добиться социальной справедливости, здесь присутствуют свои риски.

А как у них?
Примеры внедрения налога на роскошь уже есть во многих странах мира, однако примеров абсолютно успешного введения такого налога не существует.
Так, этот сбор введен в США в 1990 году, но массовый уход от уплаты сделал его неэффективным. Налог упразднили в 1993-м, так как американцы просто перестали делать дорогие покупки на родине, предпочитая приобретать дорогостоящие товары без дополнительных сборов за границей.
В 2006 году налог на роскошь для владельцев местных яхт, частных самолетов и вилл ввели на Сардинии. По подсчетам итальянских журналистов, больше всего денег пришлось выложить экс-премьеру страны Сильвио Берлускони, имевшему на острове семь вилл. В 2009 году налог почти полностью ликвидировали: миллиардеры проявили смекалку, швартуя или регистрируя суда подальше от острова.
Введенный в 2013 году во Франции налог на роскошь - в размере 75 процентов от доходов более чем один миллион евро - был призван существенно повысить поступления в бюджет. На следующий год налог принес государству всего 260 миллионов евро, а в 2015-м общая сумма составила и того меньше - 160 миллионов евро. Для сравнения: обычный налог на прибыль ежегодно приносит в казну Франции 70 миллиардов евро поступлений. Нововведение было одним из самых громких обещаний президентской кампании кандидата Франсуа Олланда. Налог вызвал возмущение не только деловых кругов и оппозиции. Францию начали покидать олигархи и актеры. В частности, после заявления правительства о подобных намерениях в Бельгию переехали богатый француз, владелец Luxury Group LVMH Бернар Арно и актер и режиссер Жерар Депардье, принявший также российское гражданство. Из Франции начался отток капитала. Поэтому люди, которые хотят, чтобы их наследники получили не 50 процентов, а больше, заранее выводят весь бизнес из страны и выводят свой капитал. В целом подобная картина складывается во всех европейских странах.

Закон можно обойти
Глядя на пример стран, где подобное налогообложение уже работает, возникает вопрос: а насколько в Казахстане приживется налог на роскошь?
По мнению отечественных финансовых аналитиков, в итоге мы можем получить уход казахстанских денег в “серую” зону. Появится больше машин российской регистрации. Что касается квартир - у всех куча родственников, будут записывать на них.
Как высказался в одном из своих интервью директор Исследовательского агентства DAMU Research Group Тимур Айсаутов, естественной реакцией элит будет приобретение роскоши не на территории Казахстана. Они будут покупать предметы и объекты роскоши где-нибудь в Лондоне, Монако, на Кипре и там регистрировать их. Казахстан введет налог и ничего не получит.
“Государство должно научиться понимать, как выводится капитал, поставить барьеры и только после постепенно поднимать налог на роскошь. Нельзя резко вводить, необходимо растянуть на срок до пяти лет. Элита и сейчас отчасти держит свой капитал за рубежом, но если мы введем, мы просто ускорим отток капитала из страны. Это будет очень недальновидно. Мы будем стрелять по своим ногам”, - считает Айсаутов.
Сейчас, по его словам, богатые казахстанцы и так могут покупать элитное имущество как в стране, так и за рубежом, абсолютно без контроля со стороны государства.
Так, может быть, стоит бороться с социальным неравенством другим способом? Ведь если разобраться, то в его основе лежит совокупность проблем. В зависимости от ситуации оно определяется составом и экономическим статусом человека и его семьи, местом проживания, в некоторых случаях - полом. Все эти факторы, по отдельности или вместе, создают неравенство в возможностях, а также усугубляют положение дел неравенства в доходах. Чтобы изменить сложившуюся ситуацию, необходимо не только вводить налоговые сборы, но и бороться с неравенством в возможностях: выявлять и упразднять дискриминационные и криминализирующие законы, больше инвестировать в качественное всеобщее образование и просвещение, в том числе дошкольное. Только создав качественный человеческий капитал, мы сможем надеяться, что неравенство не перейдет по наследству, от одного поколения к другому...



Статья опубликована в №015, от 11.02.2022 газеты "Новое поколение" под заголовком "Красиво жить не запретишь".

Поделиться
Следуйте за нами