Кто ВИНОват?

В рубрике Анонсированные материалы - 2022-03-18

Алла Иванилова

Сегодня в мире активно пропагандируется “винная культура”, а многие страны развивают виноделие. В Казахстане в свое время тоже была развита эта отрасль, которая ушла в забвение после распада Советского Союза. Интерес к винодельческой промышленности возрождается, однако для ее развития есть ряд “сдерживающих” факторов

В начале XX века государственные виноградники в Алматы, Шымкенте и Таразе были крупнейшими производителями. К концу существования отрасли в Казахстане числилось 26 специализированных хозяйств, в которых с 27 тысяч гектаров в плодородные годы собирали до 200 тысяч тонн солнечных ягод (в 1981 году), а вина производили 10 миллионов литров. В 1985 году в Казахстане, как и в других республиках Советского Союза, началась антиалкогольная кампания. Виноградники не вырубали, но винодельческие предприятия обязывали перепрофилироваться, реконструироваться под выпуск соков. Но производство соков существенно отличается от винопроизводства. Невостребованность виноградников в течение нескольких лет загубила сырьевую базу. Приватизация, разделившая совхозы с виноградниками и предприятия первичного виноделия, также отбросила винную отрасль назад.

Со временем интерес к казахстанской винодельческой промышленности возобновился. Начиная с 2005-2006 годов принят ряд мер по восстановлению товарного садоводства и виноградарства. На закладку интенсивных садов и виноградников начали выделять субсидии. Сейчас казахстанское виноделие в основном сосредоточено на производстве десертных вин. В стране выращивают более 40 сортов винограда, хотя более половины используют для производства столового винограда, а не для виноделия.

По словам экспертов, для восстановления прежней площади необходимо заложить в республике около 15 тысяч гектаров насаждений. Но площадь товарных виноградников растет медленно. Значительную часть возделывают мелкие крестьянские хозяйства, которые не имеют возможностей для соблюдения агротехнологий, а от этого и низкая урожайность, и низкое качество винограда.

Развитие и рост винодельческой отрасли напрямую зависят от государственного финансирования и от интереса инвесторов. Ни того, ни другого нет. Вложения на закладку одного гектара винограда и уход за ним в течение четырех лет до вступления в товарное плодоношение составляет более 2,5 миллиона тенге. К тому же виноделие относится к рискованному виду хозяйственной деятельности. Виноград в предгорьях Заилийского Алатау требует больше заботы, чем на Кавказе, в Крыму или Испании, поскольку зимы у нас суровее. От того, как сумеют сохранить лозу в холода, зависят перспективы отрасли минимум на десятилетие. Виноградники неохотно закладывают в связи с высокой трудозатратностью технологии выращивания. Из-за холодных зим насаждения ежегодно должны укрывать землей, а весной открывать, что изначально определяет более высокие затраты, чем в странах с более теплым климатом. Да и немало тонкостей в сборе винограда, его доставке и хранении, непосредственно в самом производстве вина. Поэтому виноделие - дорогостоящий проект, требующий долгосрочного инвестирования и терпения. Первый возврат от вложенных средств можно получить лишь через 5-10 лет. Выделяемые государством субсидии очень малы и совершенно не компенсируют затраты. Это одна из причин, замедляющих развитие отрасли в стране.

Но рискованное земледелие - это лишь часть проблемы. По итогам трех кварталов 2021 года производство вина в Казахстане снизилось на 11 процентов - до 19,4 миллиона литров, которые реализованы на внутреннем рынке. Экспорт составил всего 1000 литров. Также на 24 процента сократились собственные ресурсы. Потери частично компенсировал рост поставок импортного виноматериала, доля которого в общем объеме повысилась до 44 процентов. Положительная динамика наблюдалась в производстве водки (экспорт 10 процентов) и пива (экспорт 2 процентов), промышленное изготовление последнего составило 90 процентов всех алкогольных напитков.

Между тем казахстанское вино вполне способно конкурировать с мировыми брендами. Вино каждого региона уникально по-своему и этим ценно. Почвенно-климатические микрозоны (так называемые терруары) юга Казахстана своеобразны, ни на что не похожи, благодаря чему местные вина представляют интерес для мировой винной карты.

Но кому-то не выгодно, чтобы в стране делали свое - и качественное - вино. При этом подделки - пожалуйста! Сейчас преимущественно на отечественных прилавках представлена низкокачественная импортная продукция. Основными поставщиками алкогольной продукции в Казахстан являются Молдавия, Грузия, Франция, Италия, Россия и Украина. В допандемийном 2019 году Казахстан находился в лидирующей тройке покупателей грузинского вина. Но зачастую представленные вина трудно назвать настоящими. Нередки случаи, когда под маркой отечественных и импортных вин в розлив идут низкокачественные импортные виноматериалы или суррогаты, приготовленные из порошков.

Соседи - партнеры по ЕАЭС, понимая, что рынок алкоголя необъятен, серьезно его защищают путем ограничения доступа иностранных игроков. Казахстан мог бы поставлять свою винную продукцию в Россию, тем более что рестораторы российских сетей оценили вино иссыкского завода и готовы включить его в свои винные карты. Но наши соседи, декларируя, с одной стороны, полное равноправие в рамках ЕАЭС, с другой стороны - выстроили бастионы из сертификационных и прочих запретов, запрещающих поставки. При этом вино российского производства беспрепятственно завозится на казахстанский рынок. Такие неравные возможности участников союза ограничивают казахстанских производителей, и в этом случае говорить об экспорте вина made in Kazakhstan пока не приходится.

Между тем соседняя Россия тоже в свое время поставила цель - возродить виноделие. По прогнозам Министерства сельского хозяйства РФ, на восстановление виноградных насаждений до уровня 1984 года потребуется 20-25 лет при условии поддержки государства и ожидаемого ускорения динамики увеличения площадей на 4-7 процентов в год. После чего Россия сможет войти в топ-10 винодельческих стран мира. За 10 лет в России удалось буквально поставить на ноги виноградарско-винодельческий сектор. Это инвестиции и дотации со стороны государства, реклама отечественных вин (без указания брендов и производителей) и самое главное - защита внутреннего рынка.

Акцизная политика Казахстана, которая из года в год только увеличивает ставки акцизов, не помогает развитию отрасли. Принято считать, что повышение акциза на алкоголь существенно снизит контрафакт продукции. Но на деле же ситуация складывается иная - чем выше стоимость продукции, тем больше вероятность того, что нелегалы переключатся с малоизвестных марок алкоголя на подделку популярных у потребителя брендов.

Именно здесь нужно наводить порядок - вводить единые винные стандарты и заставлять участников рынка строго их придерживаться. В этом случае у отечественных виноделов есть шанс потеснить “бормотуху”, и Казахстан может примкнуть к странам, где развита винная культура.

Уже второй десяток лет в Казахстане запрещена реклама алкогольной продукции на телевидении, радио и других СМИ. Как потребитель будет узнавать об отечественных винах? Ведь ему нужно ориентироваться в том разнообразии, которое сегодня представлено на прилавках. Но рассказывать ему об этом некому. Да и, заявив о себе, казахстанские производители вина могли бы отвоевать свою нишу у импорта.

Одна из проблем в том, что в Казахстане пока не развита культура употребления марочных натуральных вин. К слову, в пандемийные годы мировое потребление вина снизилось. На это повлияло то, что власти были вынуждены ограничивать работу ресторанов, закрывать границы для туристов.

Многие страны, борясь с пьянством, находят альтернативу и внедряют так называемую винную культуру, приучая людей вместо крепких алкогольных напитков пить натуральное, безопасное и в чем-то даже полезное вино. Винная культура зародилась в районе Средиземноморья. Частота и дозы употребления “напитка богов” регламентированы. Логика проста - если народ будет пить не горькую, а красное, как в странах старинной винной культуры, то и алкоголизма как социальной проблемы не будет. Все больше стран приходит к такому пониманию. Если на прилавках появится качественная отечественная продукция по хорошей цене, а не нынешний суррогат, то это даст хороший импульс развитию культуры потребления вина в Казахстане,

Нур-Султан


Статья опубликована в №029, от 18.03.2022 газеты "Новое поколение" под заголовком "Кто ВИНОват?".

Поделиться
Следуйте за нами