Мадина Меирманова
В стране снова возникли разногласия между властью и народом. Народ считает, что сахара в стране нет, а Правительство, оперируя цифрами, утверждает, что его более чем достаточно. Так кто же прав?
В последние несколько дней соцсети пестрят темой цен на сахар и его отсутствием в магазинах. Начавшийся сезон вареньеварения подхлестнул спрос, в очередной раз оголив полки магазинов. В интернете разошлось видео из Атырау, где гражданин 18 раз ходил в магазин, всякий раз покупая по три килограмма - именно столько стали выдавать в одни руки, чтобы и спрос обеспечить, и сахарную спекуляцию предотвратить.
Ограничения по килограммам вообще стали нормой для сахара в этом году. Что неудивительно. Во-первых, в стране еще в марте возникла перспектива реального дефицита сахара-песка из-за ограничений на его экспорт из России. Именно РФ для нашей страны - основной “сахарный донор”, почти половина всего спроса на сахар на внутреннем рынке РК покрывалась за счет импорта из РФ. (В Казахстане внутреннее производство сахара составляет 48 процентов от спроса, 52 процента - импорт. Более 80 процентов от импорта готового сахара - поставки из России.) И трейдерам вместе с Правительством до сих пор аукается этот запрет: быстро купить и доставить товар с рынков других стран практически нереально. Как правило, на биржах торгуются контракты с отложенной поставкой.
Во-вторых, в мире в принципе растет цена на сахар. За три года стоимость сахара поднялась с 12 до 19,4 доллара за 100 фунтов (45 килограммов). То есть биржевая цена килограмма сахара приблизительно 43 цента, или около 180 тенге. С учетом доставки до страны и маржи трейдеров цена автоматически минимум удваивается (особенно с учетом выросшей в цене логистики). И это только оптовая. В рознице, естественно, еще выше. Кстати, готовый сахар Казахстан закупает из Индии. А Дели с 1 июня ввел ограничение на экспорт, разрешив продавать на внешние рынки только до 10 миллионов тонн. Ограничение будет действовать до 31 октября. В России ограничения на экспорт пока до сентября.
Впрочем, в Минсельхозе и Минторге говорят, что беспокоиться не о чем, и Казахстан вполне успешно наверстывает дефицит импорта готового сахара своим производством (в стране действуют три сахарных завода).
А вот теперь уточнение.
В Казахстане сахар производят из двух видов сырья: сахарной свеклы (ее выращивают в РК) и сахарного тростника (его импортируют из Латинской Америки, больше всего - из Бразилии). Свекла - растение влаголюбивое, а с влагой в Казахстане, как известно, большие сложности. Поэтому выращивать ее нет ни выгоды, ни резона. И, несмотря на многолетние потуги “заместить импорт”, проку из этого не вышло - всего семь процентов потребности внутреннего рынка в сахаре закрывается производством из собственного сырья.
Как выясняется, дешевле привезти из Бразилии тростник и здесь переработать в сахар - примерно 41 процент всего внутреннего спроса сахара закрывается сахаром, произведенным из тростника.
К слову, именно поэтому три из четырех имеющихся в стране сахарных заводов ориентированы на тростник и имеют в лучшем случае одну-две линии под свеклу. Один завод, который ориентирован на сахар, уже несколько лет простаивает за ненадобностью.
Традиционно сахарный тростник везли в Казахстан перевалкой через черноморские российские порты. Но в последние месяцы ситуация с логистикой резко поменялась: из черноморских портов выход на Казахстан остался разве что через Батуми и Поти. Которые просто не выдерживают возросшего потока: через них (а они являются частью Транскаспийского международного транспортного маршрута) идет груз не только в РК, но и транзит из Китая в Европу и обратно. Как сообщили в Минторге, сейчас Правительство ведет переговоры о возможности использования для транзита грузов транспортных коридоров через Иран.
Но, как бы то ни было, пока мы получаем то, что получаем: любые перебои с поставками вызывают напряжение у потребителей и опустошенные полки в магазинах.
Впрочем, называть виновной исключительно международную логистику было бы неправильно. В Казахстане тоже традиционной проблемой является длительность железнодорожных перевозок. Как частенько сетуют предприниматели, не подмажешь - быстро не поедешь. Недаром в КТЖ установлен особый контроль пропуска вагонов с сахаром для недопущения простоя их на узловых станциях. То есть теперь главная задача - довести с заводов (их производственные мощности - две тысячи тонн в сутки) до покупателей. По данным Правительства, в июне отгрузят в регионы с заводов почти 45 тысяч тонн сахара.
По данным МСХ и МТИ, уже имеющиеся в стране запасы сахара равны приблизительно полуторамесячной норме потребления: это готовый сахар на складах, тот, что транспортируется с заводов в регионы, и объем сахара-сырца, ожидающего переработку. При этом следующие партии сырца уже в пути из Бразилии. Так что, как заявил глава МСХ Ербол Карашукеев, заводы будут загружены в полную силу и не остановят производство.
Так что же будет с сахаром?
Учитывая, что в мире, в принципе, перебоев с тростником не ожидается, а контракты, судя по всему, Казахстан заключил “с запасом” (особенно если вспомнить, что “выгрести” квоту по беспошлинному импорту тростника нужно до 1 сентября), проблем с производством нашего сахара ждать не стоит. А значит, внутренний рынок будет обеспечен этим продуктом. Тем более что власти, судя по всему, решили не ждать открытия российского рынка, а выжать максимум из собственных заводов. То есть импортозамещение обеспечить хотя бы на импортном сырье, но при своей переработке. Осенью можно ждать, что Россия откроет свой рынок и начнет сливать свой сахар в соседние страны. Есть еще Белоруссия, которая также производит сахар и тоже может выступать его продавцом в страны ЕАЭС.
Но, увы, в любом случае ждать, что сахар станет дешевым, судя по всему, не стоит. Сладкий яд, как и все продовольствие в мире, растет в цене. И Казахстан, как часть глобального рынка, да еще зависящая от ценовых колебаний на нем, неизменно будет в “тренде роста”. Собственно, об этом и глава Минторга сказал: цены на сахар в стране регулирует рынок.
К слову, по данным статистики, в РК средняя цена на килограмм сахара - около 430 тенге, де факто же сейчас в рознице (особенно на рынках и в магазинах у дома) за килограмм могут просить до тысячи тенге.
Нур-Султан
Статья опубликована в №056, от 02.06.2022 газеты "Новое поколение" под заголовком "Игры в сахарной песочнице".