Не дай в блог!

В рубрике Новость дня - 2022-06-21

Аксинья Титова

Современная интернет-среда породила новый вид знаменитостей - блогеров. На основе социальных сетей и сервисов действует целая индустрия по зарабатыванию денег. Причем, как удалось выяснить правоохранительным органам, зарабатывают “красивые и популярные” не только интернет-рекламой различной продукции, но и весьма сомнительными способами, такими как поиск компромата и шантаж...

WELAR

Медцентры, полицейские, чиновники...
За последние месяцы сотрудники правопорядка выявили сразу несколько случаев, когда блогеры пытались выманить деньги у тех, кто дорожит своей репутацией.
Так, в Туркестанской области ликвидировали ОПГ, которая шантажировала медработников. В группировку входили местные блогеры. Орудовала преступная группа там, где и жила - в Жетысайском и Мактааральском районах. Задержали двоих преступников при получении от очередной жертвы 32 миллионов тенге. За такую сумму шантажисты обещали не выставлять компрометирующие факты о медиках в интернет.
Объектами интереса чаще всего становились руководители больниц. Подозреваемые угрожали распространить о них лично и об их медучреждениях некие порочащие сведения. О чем именно идет речь, в полиции не сообщают. Оба задержанных могут получить до 15 лет тюрьмы с конфискацией имущества.
На днях в районном суде Караганды осудили 28-летнего мужчину за вымогательство денег у полицейских. По материалам уголовного дела, мужчина вместе с подельником “охотились” за сотрудниками правопорядка, снимали их на видео, чтобы уличить в каких-либо нарушениях. В октябре прошлого года на одной из улиц города им удалось зафиксировать патрульную машину, которая проехала на красный сигнал светофора с отключенными проблесковыми маячками.
По версии следствия, подсудимый, догнав патруль полиции, представился блогером и стал угрожать разоблачением. За свое молчание он запросил 150 тысяч тенге. Мужчину с подельником задержали в тот же день после получения денег. Перед их передачей полицейские обратились в управление собственной безопасности. В суде 28-летний карагандинец свою вину не признал. Он заявил, что является блогером с 2020 года и намеренно вел съемки, чтобы зафиксировать правонарушения со стороны полицейских. Его напарник вину признал, заявил, что выполнял функции водителя и посредника при получении денег. Как сообщили в пресс-службе Казыбекбийского районного суда Караганды, суд признал подсудимых виновными по пункту 2 части 2 статьи 194 УК РК “Вымогательство, совершенное группой лиц”. Суд приговорил блогера к 3,5 года лишения свободы с отбыванием наказания в учреждении максимальной безопасности. Его подельнику назначено наказание в виде 3,5 года ограничения свободы. Приговор суда пока не вступил в законную силу.
В начале июня в Шымкенте арестовали блогеров, которые пытались шантажировать чиновника. Они грозили распространить видеоролик с порванным государственным флагом на административном здании, если госслужащий не оплатит крупную сумму - полмиллиона тенге. Этот факт полицейские зарегистрировали в ЕРДР департамента полиции по ст.194 УК РК “Вымогательство”, пояснили в полиции г. Шымкента.
Стражи порядка провели все необходимые оперативные мероприятия. В результате подозреваемого задержали с поличным, когда заявитель отдал часть суммы. Из автомобиля Toyota Сamry оперативники изъяли деньги в сумме 300 000 тенге.

Убить словом
Типичный образ популярного видеоблогера выглядит так: экстравагантный молодой человек или девушка без каких-либо моральных ограничений, готовые ради привлечения внимания на любую провокацию. Таких всегда называли клоунами и глядели на них свысока. Но сегодня подобная тактика поведения зачастую ведет к успеху. Большое количество просмотров заставляет блогеров всеми путями поддерживать интерес аудитории. И если некоторые для большого количества лайков прыгают с высоты, другие - снимают разоблачения. Таким персонажам аудитория склонна верить больше, чем представителям СМИ. И это превращается в мощный инструмент манипуляции.
Понимая, как для отдельных людей и профессиональных компаний важна репутация, некоторые идут на шантаж. Как анонимно поведал “МК” в Казахстане” медработник одной алматинской клиники, после визита в медицинское учреждение блогер сделал медцентру интересное предложение: с него - реклама, с клиники - дорогостоящее лечение. Когда “пиарщику” отказали, он начал угрожать, что напишет о клинике негативный отзыв.
“Чтобы избежать скандала, мы аккуратно завершили работу с блогером. Мягко и тактично. Частная медицинская организация имеет право отказать в помощи, если ситуация не экстренная”, - рассказал медработник.
По словам анонимного источника, блогеры в основном предпочитают лечиться в дорогостоящих клиниках и, как правило, ожидают там к себе особого отношения. “Некоторые игнорируют расписание врачей и просят их немедленно приехать к ребенку. Им не важно, что к доктору уже записаны другие пациенты или у него выходной. Они часто требуют немедленного удовлетворения их потребностей”, - пояснил наш собеседник...
Еще одна история произошла с крупной лабораторией, которая провела блогеру ПЦР-тест на COVID-19, и он оказался положительным. Блогер собирался на крупное мероприятие, поэтому результат теста был неудобен. Тогда он написал пост, обвинив лабораторию в недостоверности анализа. Пошла ли компания у блогера на поводу - история умалчивает, но сам факт шокирует тем, что блогер может манипулировать крупными организациями и подменять правду. Ведь один рассказ блогера может перечеркнуть всю многолетнюю репутацию того или иного заведения. Как удалось заметить корреспонденту “МК” во время мониторинга соцсетей, такой подход действительно работает.
Во время доставки мебели одному блогеру забыли привезти комплектующие. Когда подобные инциденты случаются с клиентами без миллионной аудитории, компания может тихо извиниться и исправить ситуацию. С блогером это невозможно - любая ошибка может быть вынесена в публичное поле. Причем дискутировать на равных не получится: как правило, у сервисов не такая большая аудитория, их аргументы не дойдут до подписчиков блогера.
В таких ситуациях компании связываются с недовольным клиентом и просят его удалить пост в обмен на компенсацию. К примеру, на бесплатный отдых в загородном клубе в течение недели с семьей. Если удается договориться, блогер удаляет публикацию и реабилитирует компанию перед подписчиками. Но кто-то из них увидит только старый пост или не поверит в искренность нового. Полностью восстановить репутацию бывает затруднительно...

Шантаж
без доказательств
Так как же быть в ситуации, когда силы действительно неравны? Как уберечь свою репутацию и привлечь шантажиста с многотысячной, если не с многомиллионной, аудиторией к ответу?
Согласно статье 194 УК РК, вымогательство, то есть требование передачи чужого имущества или права на имущество или совершения других действий имущественного характера под угрозой применения насилия либо уничтожения или повреждения чужого имущества, а равно под угрозой распространения сведений, позорящих потерпевшего или его близких, либо иных сведений, оглашение которых может причинить существенный вред интересам потерпевшего или его близких, наказывается штрафом в размере до четырех тысяч месячных расчетных показателей, либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до одной тысячи часов, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок - с конфискацией имущества или без таковой. В случае же применения насилия с целью получения имущества в крупном размере может наказываться лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет с конфискацией имущества.

При этом факт клеветы, личной выгоды и злого умысла со стороны блогера нужно еще доказать. Зачастую не совсем чистые помыслами медиаличности обращают свое внимание на тех, кому действительно есть что скрывать и активно этим пользуются. Единственный способ отстоять свои права в такой ситуации - вести себя честно и в случае мелкого проступка со своей стороны первым обратиться в правоохранительные органы. Уж лучше оплатить штраф государству, чем человеку, который снова и снова может использовать выясненный факт против вас. В случае же, если блогер не за деньги, а из вредности решил подмочить чью-либо репутацию, существует статья 143 Гражданского кодекса РК. Согласно ее содержанию, гражданин или юридическое лицо вправе требовать по суду опровержения сведений, порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Любая информация, если она не соответствует правде, может быть опровергнута...



Статья опубликована в №064, от 21.06.2022 газеты "Новое поколение" под заголовком "Не дай в блог!".

Поделиться
Следуйте за нами