Орфей и Эвридика

В рубрике Культура - 2022-06-21

Ольга Шишанова

В театральной жизни столицы грядет новая премьера, приуроченная ко Дню рождения города. Одноактный балет “Орфей и Эвридика”, который обещает стать совершенно новым и удивительным в интерпретации талантливого хореографа Кристины Паулин из Словакии, продемонстрируют любителям прекрасного в столичном театре “Астана Балет” в самом начале июля

Как рассказала журналисту “НП” хореограф-постановщик Кристина Паулин, столичному зрителю представят абсолютно иную, чем та, к которой все привыкли, хореографическую интерпретацию мифа Древней Греции. На сей раз это будет в стиле неоклассики с элементами модерна. По ее словам, в этом балете Паулин отвечает на философские и духовные вопросы о смысле жизни и бессмертии души, воспевает искренность чувств, верховенство силы любви и искусства.

Кстати, любопытно, что в 1774 году Кристоф Вилибальд Глюк написал французскую версию оперы о музыканте Орфее, сходящем в ад за любимой женой Эвридикой, но с большим количеством балетных номеров. Что, возможно, дало повод в 2017 году знаменитейшему балетмейстеру нашего времени Джону Ноймайеру, который, к слову, является учителем Кристины с большой буквы, дебютируя и как оперный режиссер, поставить в Чикаго музыкальный спектакль на ту же тему. Вот только у него история рассказывала о хореографе Орфее, сходящем в ад за прима-балериной Эвридикой. В отличие от классической версии античного мифа о музыканте Орфее, скорбящем о своей умершей жене Эвридике, не испугавшемся спуститься за ней в царство теней. И, вымолив дар у богов и поборов фурий, вывести ее из ада, борясь с желанием посмотреть на любимую.

По отзывам критиков, действо, поставленное Ноймайером, отличалось эстетическим совершенством - невероятной музыкальностью, подлинным психологизмом, гармонией пения и танца в целом, а внутри хореографической составляющей - гармонией классического балета и современного танца. Это было и захватывающее шоу, и трогающая до глубины души драма, и выдающееся исполнение музыки.

Однако Кристина Паулин в своей задумке решила пойти еще дальше.

В ее постановке Орфей - известный писатель, а Эвридика, его возлюбленная, - муза и источник вдохновения. Спектакль начинается с ретроспективы - в монастыре Орфей мечтает о несбыточном. Ему снова хочется встретиться с умершей Эвридикой.

- Тема разлуки и потери близкого и любимого человека найдет отклик в сердце каждого зрителя. Кроме того, именно эта трагическая история любви уже с давних пор интересует художников, композиторов и хореографов, вот и я тоже оказалась под влиянием этого мифа. Напомню, что имя Орфей означает “дарящий свет”, и частички этого света, по моему мнению, живут в каждом из нас. В своем новом балете я соединила элементы древнегреческой легенды и перенесла сюжет в неопределенное время. То есть это не прошлое времен Древней Греции, да и не настоящее наших дней. Главная концепция моего видения балета заключается в том, чтобы передать трагизм потери любимого человека и невозможность существования без него. Поэтому моя цитата “иногда, когда живешь в мире живых, чувствуешь себя мертвым, потому что нет того, с кем ты чувствуешь себя живым” является главной философской концепцией моего балета, - утверждает Кристина.

Между тем постановка балета будет положена на прелестную, мелодичную музыку композиторов Сергея Прокофьева, Эдуарда Уильяма Элгара, Георга Фридриха Генделя и Дэвидсона Джаконелло, которая подчеркивает и выделяет, по мнению постановщицы, происходящее на сцене.

Тем более что в сценических костюмах немецкого костюмера Деннис Пешке будет отражена символика этого мифа, а в декорациях чешского сценографа Отто Бубеничека использованы неравномерные зеркальные геометрические образы, напоминающие горы. Так что происходящее на сцене точно обещает захватить публику интересным сюжетом, подчинить все внимание мощному импульсу, который будет исходить от танцовщиков.

Во втором отделении вечера, приуроченного ко Дню рождения столицы, поклонники хореографического искусства смогут насладиться хореографической миниатюрой “Падшие ангелы” гения современного танца Иржи Килиана на музыку Стивена Райха, премьера которого с большим успехом прошла в начале апреля этого года также в театре “Астана Балет”. Напомним, что на сцену столичного театра один из самых известных черно-белых балетов перенес хореограф Стефан Жеромски.

-Композиция “Drumming part 1” считается одной из самых технически сложных для исполнения и требует невероятной выдержки, ведь целых 15 минут - без всякой остановки - мы играем на бонго. Они будут выставлены не в оркестровой яме, как все привыкли, а перед сценой. Такая “фишка” сделает звук не только более ярким и насыщенным, но и создаст для зрителя максимальный эффект погружения в действо, - подтвердил музыкант Симфонического оркестра театра “Астана Балет” Саят Елеусин.

Добавим, что оба мероприятия состоятся при поддержке МКС РК.

Нур-Султан



Статья опубликована в №064, от 21.06.2022 газеты "Новое поколение" под заголовком "Орфей и Эвридика".

Поделиться