Алина Сарсенова
Казахстанская художница Лена Мальцева с помощью своих работ вот уже несколько лет борется за права женщин. Вдохновившись природой острова Бали, его пышной растительностью и необычными лицами, она начала творить. Яркие краски и выразительные лица показывают, насколько прекрасна женщина. Лена поддерживает движение “Духовный экофеминизм”, о котором мы с ней и поговорили
- Что же это такое, “Духовный экофеминизм”?
- Экофеминизм - это движение, которое проводит параллель между эксплуатацией женщин и природных ресурсов. Проще говоря: женщин, как и природу, веками использовали, эксплуатировали. Восстановление экологического баланса возможно только с искоренением гендерного неравенства. Духовный или спиритуальный экофеминизм считается одним из самых ранних течений. Он тесно связан с верованиями, которые воспевали природу и женщину, но не призывает следовать какой-то конкретной религии. Он говорит об особой биологически заложенной или духовной связи между женщинами и природой, а также о том, что именно женщины лучше знают, как взаимодействовать с окружающей средой. Своими картинами я хочу передать эту связь, связь женщины и природы. Меня вдохновляют разные культуры и женщина как объекты в ней. Я всегда чувствовала связь между дискриминацией женщин и природных ресурсов, но не знала, как это все объяснить теоретически. И экофеминизм стал для меня настоящим инсайтом.
- Неужели эта связь на самом деле существует?
- Да, исследования экофеминизма как раз показывают, как пересекаются проблемы гендерного, экономического, рассового и других видов неравенства с проблемами загрязнения окружающей среды и эксплуатации животных. Здесь важно сделать оговорку: феминизм - это не монолитное движение, внутри него есть множество направлений с разными политическими подходами, социальными стратегиями и приоритетами, разными точками зрения. Одна из фундаментальных идей - это критика антропоцентризма, то есть мировоззрения и системы мироустройства, в которой человечество ставит себя и свои интересы выше всех других существ и природы в целом.
- Есть ли у вас работы, где изображены наши, казахстанские, женщины?
- Я написала работу “Казахская женщина в гортензиях и маках”. Такой образ возник, когда я вновь вернулась в Казахстан. Для меня казахская женщина олицетворяет сохранение этнической самобытности, базовых ценностей и нравственных ориентиров. По-моему, довольно большая часть казахстанской идентичности строится на многообразии культур, этносов, которые живут в нашей стране. Но тем не менее много женщин в РК подвергаются насилию. В тот момент, когда девушка выходит замуж, ее статус становится самым низким. Я говорю о жителях регионов. В этот период начала своей семейной жизни девушка сталкивается с большим психологическим насилием со стороны родителей мужа. Очень часто психологическое насилие переходит в физическое. Бывают случаи, когда сами матери мужей принуждают своих сыновей избивать жен, чтобы они были более покладистыми. В свое время эти свекрови сами подвергались такому насилию со стороны своих же свекровей. Это такой круговорот насилия в природе, с которым нужно бороться. Да, мой способ покажется кому-то странным, но через искусство я хочу донести до сознания людей свою идею.
Статья опубликована в №067, от 28.06.2022 газеты "Новое поколение" под заголовком "Красота спасет мир ".