Вагоны обещаний

В рубрике Новость дня - 2022-07-01

Даулет Алтаев

Столичный LRT превратился в чемодан без ручки: выкинуть жалко и снести непросто. Даже несмотря на предложения представителей крупного бизнеса сделать это “на свои”.
В общем, LRT даже близко не может подойти к любой из стадий готовности, но продолжает хорошо кушать деньги из бюджета. И все же его, несмотря на всю критику, обещают достроить. Правда, в очень усеченном варианте. По словам градоначальника столицы, оставят восемь станций из 18. А из 19 составов - всего пять. И все равно новый проект потребует более 577 миллионов долларов, или более 270,6 миллиарда тенге на завершение. А потом еще по три миллиарда в год на субсидии и обслуживание

WELAR

 Только подзаживет, как LRT опять “расчешут”, и рана вновь начинает сочиться. Действительно, это самый крупный, неприятный, неудачный проект, который, точнее и не скажешь, вредит не только столице, но и всему Казахстану. Кстати, в ходе расследования стало известно, что в деле хищения средств могут быть замешаны граждане иностранного государства. Вот уж поистине международный размах. Так вот, следствие предполагает и уверяет, что есть достаточно информации, чтобы заподозрить Алана Годри, представителя французской компании SYSTRA (в том числе консалтинг в железнодорожной сфере), и Саяго Баутиста Карлоса Хосе, представителя TYPSA (консалтинг в сфере архитектуры и инженерии), в причастности к исчезновению средств. Международный уровень, естественно, осложняет процесс, а следовательно, растягивает сроки.

Впрочем, международным он стал не только ввиду возможного участия граждан других стран в коррупционных схемах, но и ввиду отсутствия нескольких главных фигурантов дела в стране. А именно Каната Султанбекова, который, как считают, “живет на Манхэттене”, и Талгата Ардана, бывшего директора Astana LRT, местонахождение которого было неизвестно на момент судебного процесса. Напомним, что в прошлом году суд первой инстанции признал семерых фигурантов виновными в хищениях на сумму более 5,8 миллиарда тенге, и они получили от семи до 11 лет тюрьмы. Однако в октябре 2021 года по ряду причин приговор отменили. Разбирательство по-прежнему продолжается. А это значит, что труп LRT потревожат еще не раз.

Кстати, о трупе. Ведь как получается, нет тела - нет и преступления. Отчасти, наверное, поэтому тоже не дают сносить опоры. Даже несмотря на то, что бизнес (представители крупных строительных компаний) порывался сравнять с землей раздражающий всех памятник коррупции.

Еще немного об усопших. LRT - он как тот знаменитый покойник: даже после смерти продолжает зарабатывать. Недавно запросили около 248 миллионов тенге на обслуживание займа в 2023 и 2024 годах. И это настоящая бюджетная программа - “Целевые текущие трансферты бюджету города Нур-Султана на погашение вознаграждения и основного долга по облигационному займу проекта “Новая транспортная система города Астаны. LRT”. То есть банки продолжают зарабатывать на этих давно, как считает следствие, украденных деньгах. Ну а кто же зарабатывает? В недавнем интервью Алтай Кульгинов, аким столицы, рассказал следующее: “По условиям договора все расчеты осуществляются в иностранной валюте, первоначально по этому проекту заем от Китайского банка развития на 20 лет был под 4,9 процента в долларах. В целях экономии в 2019 году мы перевели заем из иностранного банка в наши, казахстанские, тем самым снизили процент до 3,25. Если бы мы платили 20 лет, то проект обошелся бы в 2,6 миллиарда долларов. Теперь мы перешли на внутренний заем”.

Интервью градоначальник дал, очень на то похоже, в преддверии праздника - Дня столицы. Потому что в нем рассматривались именно моменты дальнейшего развития города. Конечно, скажет читатель, что еще обсуждать с градоначальником?.. Кстати, нам также рассказали, что если LRT достроят, то он потребует около трех миллиардов тенге в год субсидий на обслуживание. Эти слова Кульгинова приводят “Хабар 24” и Tengrinews. Опять же, проект обещает быть выгодным отдельным категориям - тем же обслуживающим компаниям.

Что еще рассказал Кульгинов коллегам, так это одну из официальных причин отказа от демонтажа конструкций. Есть, мол, и технические моменты, однако главная причина в том, что “если демонтировать, то государственные деньги будут потрачены неэффективно”. И еще, кроме LRT там ничего уже не будет. Хотели сделать пешеходное пространство. Но, учитывая, сколько уже ушло денег, этот вариант сочли нерентабельным. Да и предлагаемый некогда проект запуска электробусов с возведением полотна на опорах тоже признали несостоятельным. Ведь опоры были рассчитаны именно под LRT. То есть нам дают понять, что, в конце концов, проект в любом случае останется в столице. Пусть и в виде двадцатикилометрового шрама.



Статья опубликована в №069, от 01.07.2022 газеты "Новое поколение" под заголовком "Вагоны обещаний".

Поделиться