Как в кино

В рубрике Культура - 2022-07-01

Эльвира Сыздыкова
В прокат вышла сатирическая комедия “Главная роль” с Пенелопой Крус, Антонио Бандерасом и Оскаром Мартинесом в главных ролях. Задумав увековечить свое имя, пожилой бизнесмен выкупает права на книгу нобелевского лауреата и вверяет снять по ней фильм эксцентричной и очень успешной постановщице Лоле Куэвас. На главные роли враждующих братьев утверждены Феликс Риверо и Иван Торрес - купающаяся в славе звезда блокбастеров и утонченный маэстро фестивального кино. Но как создать шедевр, когда актеры, совершенно обезумевшие от презрения друг к другу, превращают съемки в соревнование?

Режиссерами “Главной роли” выступили Гастон Дюпра и Мариано Кон, авторы остроумных картин “Почетный гражданин”, “Художник”, “Дорогая, я куплю сигареты и вернусь”. Сценарий комедии постановщики создали вместе с Андресом Дюпра.

Мариано Кон рассказывает о новой работе: “Это комедия, которая постепенно оборачивается драмой. Нам было интересно сделать фильм, который рассказывал бы о кино, особенно о проблемах мира актерского мастерства и творческого процесса, но не с романтической точки зрения, а с более резкой, немного более грубой”.

Поддерживая партнера, Гастон Дюпра добавляет: “Это фильм-проекция, он о том, что, как мы думаем, другие думают о нас. И это ледяной, холодный фильм, немного нордический и изощренный в своем визуальном подходе, и в то же время очень горячий, очень латиноамериканский. Здесь действительно очень несентиментальная концепция о кино. Мы не хотели делать еще один фильм в фильме, потому что их было до смерти много! Идея заключалась в том, чтобы предоставить зрителям окно, через которое они могли бы наблюдать за процессом, потому что, как правило, кинозрители получают удовольствие только от готового продукта, уже разложенного по тарелкам”.

Главные роли в новом фильме Дюпра и Кона исполнили Пенелопа Крус, Антонио Бандерас и Оскар Мартинес.

Пенелопа Крус, сыгравшая Лолу, эксцентричную постановщицу, вынужденную снимать фильм в условиях колючего противостояния ведущих актеров, так отзывается о своей героине: “Она считает, что ее актеры должны страдать, чтобы добиться лучшего результата. Она очень своеобразный персонаж, очень причудливый, но именно потому она так очаровательна. Прочитав сценарий, я подумала: “Как мне повезло, что я буду играть такого человека, существо без фильтров, которое говорит все, что чувствует и думает, женщину, которой все равно, что о ней подумают”.

Размышляя о динамике между своим персонажем и героем Мартинеса, Бандерас делится своим взглядом на тщеславие в мире кино: “Они оба, словно дикие звери, готовы уничтожить себя, лишь бы получить господствующее положение в фильме. На самом деле очень легко стать тем, кого мы критикуем. Моя карьера строилась день ото дня. Я начинал в театре, что очень помогло мне, потому что театр каждый день беспощадно сталкивает тебя с самим собой, есть аудитория, которая реагирует или нет на все, что ты делаешь. На мой взгляд, порой очень опасно иметь головокружительную карьеру в самом начале своего пути”.

Пожалуй, самой ярко выраженной темой “Главной роли” является тщеславие. И ему подвержены не только продюсеры, фильмами увековечивающие свои имена в истории, не только артисты, “торгующие” своими лицами, и не только режиссеры со своим “неповторимым” видением в перенасыщенной индустрии. Тщеславие движет самим зрителем, который, подбадриваемый авторами, повторяющими, что “каждый увидит что-то свое”, копает до самого дна и обнаруживает в фильме то, чего даже близко не виделось создателям, то, что навсегда делает работу принадлежащей ему.

Правда ли, что, сторонясь мейнстримной культуры, мы достигаем более чистого понимания искусства? В мультимиллионных блокбастерах снимаются лишь посредственные актеры? Всякое ли искусство достойно внимания и что на самом деле делает искусство искусством? Субъективные ответы на эти вопросы, конечно же, остаются за зрителем.

Но что Дюпра и Кон говорят без обиняков, так это то, что все действующие лица в “Главной роли” - неисправимые эгоманьяки: убежденная в своей гениальности Лола, каждый свой шаг проживающая демонстративно творчески, претенциозный Иван, презирающий фаст-фуд-кино ценитель интеллектуального и тонкого, и Феликс, звезда громких фильмов, обожающий славу и потому считающий себя честнее остальных. Но удивительная игра Крус, Мартинеса и Бандераса насыщает этих героев таким количеством слоев и оттенков, что попросту невозможно всерьез презирать кого-либо из них - только лишь восхищаться и сочувствовать.

Острая, живая, игривая и беспощадная, “Главная роль” ненавязчиво дарит зрителю не только возможность поразмышлять об индустрии кино и эго, но также насладиться уморительной динамикой в центральном треугольнике персонажей и умно прописанными метаотсылками к реальности, так часто и бесстыдно пародирующей искусство.
Премьера картины прошла в рамках конкурсной программы 78-го Венецианского кинофестиваля осенью 2021-го. Там лента успела отхватить номинацию на “Золотого льва”.

Индекс фильма <16+> - фильмы для детей, достигших шестнадцати лет



Статья опубликована в №069, от 01.07.2022 газеты "Новое поколение" под заголовком "Как в кино".

Поделиться