Шаг за шагом, вслед за шелком

В рубрике Культура - 2022-08-16

Ольга Шишанова

В конце августа в эфире казахстанских телеканалов пройдет показ телеверсии балета “Шелковый путь”, премьера которого с большим успехом состоялась в июне этого года. Авторы проекта приглашают зрителя в путешествие по Великому Шелковому пути, где шелк выступает в качестве объединяющего символа, связавшего между собой азиатскую и европейскую цивилизации

Двухактное полотно “Шелковый путь”, или иначе “Танец мира” повествует о создании шелка и его долгом пути. Это балет-медитация, обладающий невероятным гипнотическим очарованием.

А еще в этом случае Шелковый путь - символ вдохновения и красоты, который вновь обретает свою изначальную мудрость. Он необходим человечеству для обмена товарами, изобретениями, новыми технологиями, идеями. Но он может жить только в пространстве миролюбия, когда есть возможность делиться самым дорогим.

Также “Шелковый путь” - это путь танца, музыки, смешение стилей и культур. Отточенные изящные движения с ярким, узнаваемым содержанием и смыслом демонстрируют на сцене театра “Астана балет” в соответствии с современным мышлением и новой эстетикой.

Напомним, что идея постановки балета на историческую тему осуществлена Фондом развития и поддержки балета и национального танца при участии генерального партнера АО “Самрук-Казына”.

Премьера балета состоялась 18 июня этого год, а уже в июле на сцене столичного театра “Астана Балет” проходили съемки экранной версии двухактного полотна “Шелковый путь”. Балетмейстером-постановщиком выступила главный балетмейстер театра, заслуженный деятель Казахстана Мукарам Авахри, режиссером - Тахир Алиев. В спектакле зрители увидят уже полюбившихся артистов театра “Астана Балет” Дарину Кайрашеву и Айнур Абильгазину, Анар Дукиеву и Каламкас Орынбасарову, Наталью Фернандес-Менес и Ансаган Кобентай, Асель Жангаскаеву и Сундета Султанова, Уэсли Карвальо и Артура Эдсона.

- Это не первый наш опыт экранизации спектакля, мы уже ранее снимали телеверсию балета “Султан Бейбарс”. Это достаточно сложный, но вместе с тем и увлекательный процесс, вся творческая команда получила колоссальный опыт. Перенося свой репертуар на экран, мы прежде всего хотим, чтобы искусство театра было доступно той части зрительской аудитории, которая по ряду причин не может посещать наши спектакли. Хочется охватить жителей каждого города Казахстана. Я думаю, что телеверсия балета поможет нам справиться с поставленной задачей, - рассказала Мукарам Авахри.

Балетмейстер-постановщик на основе ориентальной стилизации элементов классического и народного танцев воссоздала картину движения во времени с чередой сменяющихся образов, разнообразных по стилю и подаче. Образы каравана, нефрита, шелка, нитей и амфор не только выразительны и хореографически интересны, но и поразительно “сценичны”. Музыка и танец - вневременные явления, и они дают возможность свободно перемещаться из одной цивилизации в другую. Последовательность картин, действий способствует созданию медиативного настроя и погружает зрителя в бесконечный путь, в котором идеи и смыслы рождаются на стыке культур.

Цельности хореографического полотна способствуют также и декорации, костюмы, свет и видеопроекции, которые органично сочетаются друг с другом и тесно переплетаются с хореографической составляющей спектакля. Лаконичное и минималистичное оформление помогает хореографу передать бесконечное движение пути, его непостоянство и изменчивость во времени. А выразительные восточные мотивы в сочетании с эмоциональными ударными ритмами позволят зрителям легко переноситься из одной точки пластического путешествия в другую.

Добавим, что в создании балетного спектакля приняли участие такие деятели искусства, как автор либретто Бахыт Каирбеков, композиторы Ренат Гайсин, Арман Амар, Владимир Иванофф и Омар Фарук Текбилек, ассистент балетмейстера Айжан Жунисова, художники по костюмам Асель Шалабаева и Дина Буксикова, сценограф Аскар Искаков, видеохудожник Нурлан Керей, художник по свету Роберт Даутов.

- Для меня было честью выступать в лице режиссера этого проекта, поскольку искусство - это язык мира. В съемках принимало участие около сотни людей. Почти два месяца посвятили телеверсии, и я безумно рад, что это останется следом о нашей вере в искусство. Ведь мне как режиссеру было очень важно передать зрителю через атмосферу возможность прочувствовать разные культуры и цивилизации и объединить это все в одно целое творение совместно с гением хореографии Мукарам Авахри, - заключил Тахир Алиев.

Нур-Султан



Статья опубликована в №087, от 16.08.2022 газеты "Новое поколение" под заголовком "Шаг за шагом, вслед за шелком".

Поделиться
Следуйте за нами